Фигурки из дерева

Скульптура из дерева: тонкости изготовления

Дачный участок, это то место, где можно отдохнуть в тени деревьев, вырастить любимые овощи и зелень, любоваться цветами и каждый год собирать урожай. А еще дачный участок – это замечательная возможность реализовать свои творческие способности и поработать на свежем воздухе. Еще на начальном этапе – разработке ландшафта садового участка, можно внести изюминку и украсить участок садовыми фигурами. Сделать скульптуру из дерева можно самостоятельно, если вооружиться необходимым инструментом, материалом и ознакомиться с рекомендациями по созданию скульптур из дерева.

Перед тем как приступить к работе, стоит ознакомиться с правилами выбора фигур для садового участка.

Что необходимо знать:

  1. Фигурка (одна или несколько) должна «вписываться» в дизайн сада. Если она будет вызывать противоречие, то не стоит ожидать гармонии, даже если скульптуры выглядят весьма симпатично.
  2. Если вы сомневаетесь, будут ли скульптуры смотреться гармонично, то сделайте макет вашего дачного участка из бумаги и вырежьте фигурки из картона. Разместите их в подходящем по вашему мнению месте. Если вам не нравится, как смотрится скульптура, ее можно переместить или поменять фигуры местами. Такая визуализация поможет вам определиться с выбором места.
  3. Не нужно нагромождать несколько массивных фигур на небольшом участке. Это лишь усложнит восприятие. Лучше установить 1-2 фигуры, чтобы украсить участок и добиться гармонии с природой.
  4. Вовсе не обязательно, чтобы скульптура занимала центральную позицию. Лучше расположить несколько небольших деревянных скульптур, которые будут гармонировать с растениями. Не исключается и расположение одной деревянной скульптуры в саду, но тогда желательно оформить ее другими декоративными элементами – вьющимися растениями, плетнем или аркой.

Скульптура из дерева фото:

Материал для создания скульптуры

Для создания садовых скульптур своими руками можно использовать разный материал: камень, гипс, цемент, монтажную пену. Но наиболее подходящим и пластичным материалом для садовых скульптур является дерево. Поскольку этот природный материал можно взять где угодно, все-таки лучше отправиться в лес и отыскать там подходящее дерево. Для крупных скульптур лучше взять массивное бревно. Для небольших фигурок подойдут крупные ветки или небольшие бревна.

Перед тем как забрать природный материал с собой, внимательно осмотрите древесину – на ней не должно быть следов плесени, гниения и «ходов» от насекомых. Такой природный материал лучше оставить в лесу, поскольку скульптура из дерева долго не продержится.

Если вы задумали сделать небольшую фигурку из дерева, то сначала материал нужно подготовить – промыть водой и отделить кору. Обломки, кору и даже щепки не спешите отправлять на свалку – этот материал может послужить для оформления декоративных композиций или понадобится при доработке деревянной скульптуры.

В процессе работы у вас будет оставаться большое количество тонкой стружки и опилок – этот вспомогательный материал пригодится для ремонтных работ и реставрации деревянных скульптур как природная замазка трещин и отверстий. Необходимо смешать с лаком опилки до тех пор, пока масса не станет вязкой и сразу заполнять отверстия. Не нужно делать слишком густую или наоборот, редкую замазку, так как работать с таким материалом будет неудобно.

Сушить заготовленный материал лучше в сухом теплом месте (можно занести в дом) и обернуть полиэтиленом. Так можно защитить древесину от деформирования и появления трещин.

В процессе работы отходы желательно сразу собирать в отдельную емкость и также хранить в сухом месте.

Для небольшой резной фигурки скульпторы рекомендуют использовать такие породы дерева:

  • яблоню;
  • кипарис;
  • березу;
  • лещину (лесной орех);

Такие породы дерева, как самшит и палисандр (особенно черный) трудно обработать, поэтому новичку лучше работать с мягкими породами древесины. В редких случаях резчики по дереву порекомендуют новичкам работать с твердыми породами дерева, так как неточные движения на поверхности будут не столь заметны. А вот если «испортить» мягкий материал, то все неточные движения будут заметны, как на ладони.

Необходимый инструмент:

Скульптура из дерева своими руками

1-й этап

Приступаем к грубой обработке и «прорисовке» основной формы фигуры. Сначала нужно определить «ноги» и основание. Воспользуйтесь пилой со средними зубцами, чтобы опилить заготовку. Держите инструмент перпендикулярно к центру заготовки.

Если у вас получился неровный спил, его потом можно аккуратно подровнять. Отнеситесь к этому этапу очень ответственно, так как от этого будет зависеть результат.

Теперь наметьте центр заготовки и проведите вспомогательные линии. Угольником проверьте правильность разметки. В процессе работы этих линий видно не будет, так как они постепенно срежутся.

Эту часть работы лучше выполнять таким набором инструментов:

  • рулеткой;
  • линейкой;
  • угольником;
  • штангенциркулем.

Если вы делаете крупную скульптуру из дерева, то вместо карандаша лучше использовать яркий маркер, так как он не так быстро стирается, как карандаш.

2-й этап

На этом этапе необходимо выполнить грубую обработку заготовки при помощи топора, а мелкие детали можно вырубить теслом. Во время работы лучше не углубляться, а оставить запас материала, чтобы потом можно было доработать и внести поправки. Во время работы пользуйтесь измерительными инструментами.

Сначала вырубается та часть, которая требует больше всего внимания, а потом восстанавливаются линии и прорисовываются штрихи. Например, если ваша скульптура будет выполнена в виде медведя или другого крупного зверя, то начинайте работать с головы, постепенно выполняя резьбу по дереву сверху вниз.

Посмотрите на это фото, чтобы понять принцип работы:

Для выполнения этой части работы вам понадобятся следующие инструменты:

  • ручная пила (с мелкими или средними зубцами);
  • полутопорик для плотницких работ;
  • полукруглое и прямое тесло.

3-й этап

Вырубка четырех граней фигуры. На первый взгляд вам покажется это сложной задачей, но все предельно просто – необходимо с помощью плотницкого инструмента «прорисовать» и разделить массивы – туловище, руки и ноги. На этом этапе пока не стоит округлять заготовку. Эту часть работы можно выполнить крупными стамесками.

4-й этап

У вас получится угловатая заготовка – теперь нужно выполнить обрезку и сделать рельеф без мелких деталей. Важно «оживить» будущую фигурку и не упустить основные моменты. Детализировать и округлять скульптуру из дерева пока рано. Для работы необходимо использовать набор мелких стамесок и ножей-косяков.

5-й этап

Наконец-то можно приступить к самому интересному – деталировке и округлению скульптуры. Можно убрать грани и проработать мелкие детали – драпировку, черты лица, мех животных. Старайтесь поменьше рисовать карандашом на фигурке, так как он останется и удалить его можно будет только мелкозернистой наждачной шкуркой. Эту ответственную часть работы доверьте таким инструментам: ножам-косякам, скальпелям и цезарикам.

Когда работа завершена, необходимо ошкурить фигурку наждачной шкуркой и нанести тонкий слой подсолнечного масла. В отдельных случаях скульпторы по дереву советуют сварить вырезанную фигурку в масле. При нагревании растительное масло начнет полимеризоваться и деревянная поверхность будет устойчива к влаге и загрязнениям. Этот совет касается только небольших деревянных скульптур.

По такому же принципу можно вырезать скульптуры животных из дерева:

Обработка скульптуры из дерева

В зависимости от материала покрытия, существует несколько способов финишной обработки скульптуры.

Рассмотрим подробнее каждый способ:

  1. Использование морилки. Светлые породы дерева: липа, береза и клен нуждаются в тонировке. Можно достичь определенного цвета разными способами, в том числе и природным. Например, воспользоваться анилиновыми красителями, а можно приготовить морилку самостоятельно.

Как приготовить морилку:

  • йодная. Возьмите маленький пластиковый стаканчик и заполните до половины водой. Добавьте 3-5 капелек йода, перемешайте. Попробуйте на белой бумаге, какой получился оттенок – если слишком насыщенный, можно разбавить водой, слабый – добавить йод. Если покрыть изделие одним слоем, то получится красивый «медовый» оттенок, а если нанести 3-4 слоя – то цвет охры;
  • коричневую морилку готовят из воды и кристаллов марганцовки по такому же принципу;
  • для приготовления морилки на спирту приготовьте кофе (растворимый), можно взять самый дешевый. В пластиковый стаканчик насыпьте 1 ст.л. кофе и добавьте столько же кипятка. Залейте спирт (половину стаканчика) и перемешайте. Такая морилка пригодится для покрытия объемной резьбы, для рельефных поверхностей она не подойдет.
  1. Покрытие лаком. Существует несколько видов лаков для дерева: на масляной основе, нитро и пентафталевый лаки. Основное условие при покупке лака – берите только бесцветный. Магазинные лаки очень густые, поэтому их нужно разбавлять растворителями до такой консистенции, как вода. Развести масляный лак можно только скипидаром, а нитролак – ацетоном. Чтобы узнать, каким растворителем нужно развести ваш лак, посмотрите на этикетку – производители дают подробные рекомендации. Небольшую фигурку из дерева можно целиком «искупать» в лаке, а большую скульптуру из дерева покрывают кисточкой.
  2. Масляной обработке подлежат вязкие и твердые породы дерева, например, груша, яблоня и береза. Варить фигурки очень просто: налейте в кастрюлю масло, поставьте на огонь и через 5 минут, когда оно нагреется – опускайте поделку. Она будет плавать в масле. Если у вас много небольших фигурок, то их лучше варить по отдельности. Каждый раз масло нужно менять на свежее, иначе оно может загореться. Длительность обработки изделия зависит от желаемого оттенка, когда фигурка начнет темнеть, то ее можно извлекать. Обработанные маслом фигурки ошкуривают и полируют.

Как сделать скульптуру из дерева. Советы профессионала.

Работу по созданию скульптуры из дерева можно разделить на несколько этапов, во время которых вам будет нужен различный инструмент и материал.

Секретами мастерства делится Анна ДАРБИНЬЯН

Подготовительный этап

Первый этап — подготовительный. Вы должны решить, что именно вы хотите сделать. Идеи создания скульптуры могут возникать самым разным образом — иногда это результат продолжительных поисков, а иногда, идея буквально падает, как снег на голову. Порой, образы возникают после просмотра фильмов, чтения книг, бесед с друзьями, иногда просто приходят во сне. Большую помощь может оказать посещение художественных выставок и литература по искусству. Я не говорю о копировании уже созданных работ, просто накопленный объём информации часто приводит к рождению собственной оригинальной идеи. Блажен тот, кому не знакомы муки творчества.

Итак, идея у вас есть. Теперь необходимо создать эскизы. Здесь могут быть различные пути. Это зависит от вашего пространственного воображения. Если вы хорошо представляете себе создаваемую фигуру, вы можете ограничиться схематичным наброском в двух проекциях. Если фигура сложная и вам необходимо разобраться в её пространстве, можно сделать модель, где сохранены основные пропорции, но без тщательной деталировки. Если же вы плохо представляете в пространстве создаваемый вами образ, следует сделать подробный эскиз с деталировкой и проработанной светотенью. Потом на основании этого эскиза лепится модель, по которой уточняется эскиз и строятся схемы в двух или трёх проекциях. Если у вас достаточный опыт, будущая работа имеет простую форму, и вы хорошо представляете её, можно обойтись вообще без эскиза, сразу начав с разметки дерева. По своему опыту могу сказать, что некоторые вещи мне проще вырезать, нежели нарисовать.

На этом этапе вам понадобятся карандаш, ластик, бумага (для рисования), проволока для каркаса, пластилин или глина и стеки (для создания объемной модели).

Дерево подбирают в соответствии с замыслом. Следует помнить, что для работ с обилием мелких деталей не стоит брать дерево с выраженной фактурой, и напротив, древесина с выраженным рисунком красиво подчеркнёт простые, лаконичные формы. И ещё, если вы планируете миниатюру с тонкой резьбой и обилием мелких деталей, не стоит брать мягкие породы дерева, так как они плохо держат тонкую грань и скалываются, если не в процессе резьбы, то позже.

Слепленная приблизительная модель и размеченная заготовка.

Грубая обработка и выборка основных форм

Второй этап — грубая обрубка и выборка основных форм. Первым делом необходимо определить основание — «ноги» фигуры. Заготовку опиливают пилой со средним зубом по возможности перпендикулярно центральной оси. Потом, если спил получился неровный, его подравнивают. Необходимо ответственно отнестись к выполнению этой работы, так как от неё зависит весь последующий результат.

Затем, находят центр симметрии заготовки и размечают его. Через центр следует провести две перпендикулярных линии. От этих перпендикуляров проводят линии по вертикальной части заготовки. Это — линии симметрии заготовки во фронтальной и боковых плоскостях. Их следует проводить, пользуясь угольником — они должны быть строго перпендикулярны основанию. Линии симметрии заготовки не обязательно должны совпадать с осью симметрии фигуры. Эти линии являются вспомогательными, с их помощью на заготовку переносятся приготовленные вами схемы. В процессе резьбы эти линии срезаются, но желательно их возобновлять.

Эту работу лучше выполнять при помощи угольника, рулетки, штангенциркуля и линейки. Если вы работаете с достаточно крупной формой, линии лучше наносить маркером или фломастером, так как они ярче и меньше стираются, чем карандаш.

Опиленные и размеченные брёвна для скульптуры.

Грубая обрубка прямых плоскостей проводится пилой или топором, фигурные плоскости вырубаются теслом. При работе тяжёлым инструментом следует оставлять значительный запас древесины.

Исходный эскиз обобщается до геометрической фигуры, состоящей из прямых линий. Контрольные точки — вершины углов наносятся на заготовку и соединяются прямыми. Разметку следует проводить пользуясь измерительным инструментом. При работе с круглым бревном надо помнить о перспективном сокращении и строить перпендикуляры от плоскостей, а не по поверхности бревна.

Обычно первой вырубается проекция, требующая максимального удаления материала. После этого, на полученной поверхности восстанавливают линии симметрии заготовки, и, отталкиваясь от них, тем же способом строят абрис второй проекции. При обрубке надо следить, чтобы грани не перекручивались и были параллельными (фронтальная и тыльная, правая и левая).

Несмотря на кажущуюся громоздкость этого метода он достаточно прост. Это одна из тех вещей, которые проще показать, чем объяснить.

Для этой работы вам понадобится пила с мелким или средним зубом, плотницкий полутопорик, тесло прямое и полукруглое.

Обрубленные по четырем плоскостям заготовки с эскизами и основным инструментом.

Вырубка фигуры на четыре грани

Третий этап — вырубка фигуры на четыре грани. На основе созданных эскизов, на заготовку наносится уточнённый абрис фигуры, и вырубается по фронтальной, тыльной и боковым граням. Углы между гранями должны быть прямыми. На этом же этапе разделяются основные массивы — например — разведённые руки, правая и левая нога. Абрис фигуры продолжает оставаться обобщённым. Попытка округлить фигуру на этом этапе приводит к неизбежным ошибкам.

Для этой работы используются крупные стамески.

Фигуры, обрубленные на четыре грани.

Гранение на восемь граней

Четвёртый этап — гранение на восемь граней. У получившихся квадратных заготовок срезают углы, образуя ещё четыре дополнительных грани. Обрезку следует проводить с учётом будущего рельефа фигуры (в отлогих, вогнутых местах грань снимают шире, на выпуклостях — уже). Оси симметрии заготовки теряют своё значение их можно больше не возобновлять, зато большое значение приобретают сои симметрии самой фигуры и её частей. При изображении фигуры человека эти оси проходят вдоль позвоночника и крупных костей конечностей. Наносить эти линии лучше простым карандашом, так как он меньше пачкается и не проникает глубоко в древесину.

На этом этапе окончательно уточняется положение фигуры, её динамика и пластика. Мелкие детали пока отсутствуют, но художественный замысел виден уже вполне отчётливо. Именно сейчас у вас есть возможность окончательно отредактировать позу и силуэт фигуры, уточнить до сих пор не ясные моменты.

Округление и деталировка на этом этапе также преждевременна.

На этом этапе используются более мелкие стамески и ножи (косяки и богородские).

Фигуры, гранёные на восемь граней.

Округление и деталировка фигуры

Пятый этап — округление и деталировка фигуры. Вы наконец можете избавиться от граней, начать проработку мелких деталей, черт лица,
драпировок и т.д.. Скульптуры, выбранные мной для примера весьма обобщённые по замыслу.

На этом этапе следует как можно меньше рисовать на заготовке, так как грязь от карандаша неизбежно останется на фигуре и позже придётся её удалять наждачной бумагой или режущим инструментом.

Для этой работы используются мелкие стамески разной кривизны, ножи — косяки, скальпелеобразные и богородские, церазики.

Детализированные фигуры.

Вышкуривание

Шестой этап — вышкуривание. В некоторых случаях шлифование пропускается. Это зависит от художественного замысла, материала, степени детализации фигуры. Иногда окончательную деталировку проводят после предварительного вышкуривания. В некоторых случаях это оправдано, хотя приводит к тому, что режущий инструмент быстро тупится.

Для работы с деревом, особенно мягким или светлым лучше брать стеклянную или корундовую (красную, коричневую, жёлтую или белую) наждачную бумагу на тканевой основе, средней и мелкой зернистости. Большую помощь в шлифовании окажет бормашина с насадками из наждачной бумаги (цилиндрическими и дисковыми) и наждачными камешками разной формы. Иногда имеет смысл использовать надфили, в том числе с «алмазным» напылением.

Шлифование всегда проводят переходя от абразива с крупной зернистостью, к более мелкому.

Для этой работы вам потребуются наждачная бумага, бормашина с насадками из наждачной бумаги, абразивного камня, с «алмазным» напылением; надфили.

Детализированные и отшлифованные работы, подготовленные к отделке.

Отделка

Заключительный этап — отделка. Отделка деревянной скульптуры — тема для отдельной статьи или даже монографии. Здесь следует упомянуть два важных момента : первое — некачественной отделкой можно испортить любую, самую замечательную работу (следовательно — на отделочных материалах не стоит экономить); второе — отделка всё-таки необходима так как она защищает дерево от внешних воздействий ( колебаний влажности и т. д.) придаёт ему дополнительную механическую прочность и подчёркивает художественный замысел автора.

Изложенная мной техника, конечно, не является единственной, но мне она кажется наиболее практичной, позволяя делать и простенькие фигурки, и достаточно сложные скульптуры, а, при необходимости, и многофигурные композиции.

Указанный мной инструмент используется для выполнение мелкой и средней пластики. При работе с твёрдыми породами и крупными формами могут быть использованы цепная пила, болгарка, дрель и другой электроинструмент.

Последний совет — если вы раньше не работали со скульптурой, или хотите попробовать новую технику стоит начать с простой формы.

Успехов вам.

Работы Анна ДАРБИНЬЯН

Член Московского союза дизайнеров, преподаватель резьбы учебного Центра художественных ремёсел. Начала заниматься резьбой по дереву благодаря счастливой случайности. Обучалась резьбе в центре «Ремесла России» и авторской школе Михаила Ильяева.
Анна с лёгкостью работает в разнообразных стилях, сохраняя при этом собственный творческий почерк.

Светильник настольный «Рождение света»

Мечтатель.

Фурия

Эмманюэль

Дива

«Человек Слова»

«Стремление к свободе»

Тайна

Кошки-мышки

часы с ангелом

Гейша

браслет Славянский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *