Кристофер врен построил

masterok

В Лондоне в позднероманский период здесь находился епископский престол. Согласно преданию первый саксонский собор был построен Меллитусом в 604 году после Рождества Христова в Лонденвике. Также существуют недоказанные гипотезы, в соответствии с которыми этот собор занимал ту территорию, на которой сейчас располагается кафедраль. Данное предположение подтверждается тем фактом, что, как и в континентальной Европе, строить храмы в римских городах входило в привычку миссионеров. Тем не менее, римский город Лондиниум, который тогда назывался Ланденбер, в то время был незанятым, что не было похожим на состояние территорий континентальной Европы, где прослеживалась непрерывность заселения городских территорий, и обычными жителями, и духовными лицами.
Джеффри Монмутский утверждал, что собор был построен на месте храма, посвященного богине Диане, возведенного в соответствии с храмом Аполлона, который он представлял, когда-то стоявшим на месте Вестминстера, хотя никаких доказательств этого Кристофер Рен не обнаружил. Современники сомневались в правоте Джеффри, так как не было никаких свидетельств о том, что в римский период была занята территория нынешнего Вестминстерского Аббатства. Если какое-либо церковное здание и было на этом месте, то повторно использованная архитектурная конструкция, скорее всего, была бы только скромной часовенкой.

Также возможно, что здание было уничтожено после того, как Меллитуса изгнали из города языческие последователи Сэберта. Где бы предшественник здания не был бы возведен, собор во вновь занятом городе был разрушен в 962 году благодаря «смертоносного огня», как было указано в англо-саксонской хронике. Предположительно, это здание было сделано из древесины. Строительство третьего собора, который предположительно был выполнен из камня, началось в 962 году. Там был похоронен Ательред Неразумный. Он сгорел вместе с городом в результате пожара 1087 года, как отмечено в англо-саксонской хронике.
Истории известно пять соборов святого Павла, существовавших в разное время, но находившихся в одном и том же месте:

  • первый (деревянный) собор был построен в 604 г. и сгорел в 675 г.;
  • второй (каменный) собор был построен в 685 г. и в 961 г. был разрушен викингами во время очередного набега на Лондон;
  • третий (каменный) собор был построен в 962 г. и сгорел вместе со всем Лондоном во время пожара 1087 г.;
  • четвертый (каменный) собор (известный также как Старый Сент-Пол или Сент-Пол до Великого Пожара) был заложен в 1087 г. и освящен в 1240 г. Это был один из крупнейших соборов тогдашней Европы: его длина составляла около 180 метров, ширина — 30 метров, высота шпиля — почти 150 метров. Собор сгорел в 1666 г. во время Великого лондонского пожара. Хотя после пожара восстановить собор было возможно, власти приняли решение о строительстве на его месте нового здания;
  • пятый (каменный) собор был построен по проекту архитектора Кристофера Рена (англ. Christopher Wren). Работы были начаты в 1675 г. и завершены в 1708 г. Официально датой открытия собора считается 20 октября 1708 года — день рождения архитектора Рена (в тот день ему исполнилось 76 лет), однако фактически службы в соборе начались 2 декабря 1697 г.

Старый Собор Святого Павла. Четвертый Собор Святого Павла был построен норманнами после пожара 1087 года. Когда архитектурная история Англии стала больше исследоваться в XIX веке, он получил название Старый Собор Святого Павла. Работы по сооружению здания заняли более двухсот лет, и большая его часть была потеряна во время пожара 1136 года. Крыша была еще раз построена из дерева, что в конечном итоге, предопределило судьбу постройки.

Церковь была освящена в 1240 году, но перемена решения привела к началу расширения собора в 1256 году. Когда эта «Новая работа» была завершена в 1314 году (собор снова освятили в 1300-м) сооружение считалось третьей по высоте церковью в Европе, а также имело самые длинные в Европе шпили (длина некоторых составляет некоторых 489 футов или 149 метров). Раскопки, проведенные в 1878 году Френсисом Пенроузом, показали, что эта церковь имела длину порядка 585 футов (178 метров), а ширина ее составляла 100 футов (30 метров).

К XVI столетию здание находилось в упадке. В правление Генриха VIII и Эдварда VI реформы Роспуск монастырей и Акты о Пожертвовании привели к разрушению находящихся внутри собора украшений, а также клоистеров, склепов, подземных усыпальниц, капелл, рак (ковчег с мощами святых, изготавливаемый обычно в форме гроба), часовен построенных на пожертвование и других зданий расположенных на монастырском дворе. Многие из этих бывших религиозных объектов, находившихся на монастырском дворе, были конфискованы королем, а затем проданы как магазинные и арендуемые собственности. В особенности, они продавались типографщикам и книготорговцам, которые чаще всего были пуританами.

Часто в разрушенные здания поставлялись уже готовые к отделке материалы для выполнения строительных проектов, например, таких как Сомерсет-Хаус — дворец лорда-протектора. На месте, где стоял Крест Святого Павла, в северо-восточном углу монастырского двора, приходили толпы людей,и под открытым небом велась проповедь. В 1561 году шпиль был разрушен молнией и, впоследствии, так и не был заменен; это событие воспринималось и протестантами и римскими католиками как знак Божьего гнева, обращенного к людям, из-за большого количества раздоров между ними.
Первый архитектор, работающий в классическом стиле, Иниго Джоунс, добавил к тогда уже существующему Собору Святого Павла западный фасад в 1630-х годах, но во время гражданской войны парламентерские силы плохо обращались со зданием, что привело к его порче. Тогда же все старые документы и хартии были уничтожены. «Старый Святой Павел» был разрушен во время Великого Лондонского пожара 1666 года. Прежнюю постройку еще можно было спасти, хотя пришлось бы сделать почти полную ее реконструкцию, однако было принято решение вместо старой конструкции построить новый собор в современном стиле. Впрочем, работы по возведению нового здания городские власти Лондона намеревались начать еще до пожара.

Заниматься проектированием нового здания было официально поручено сэру Кристоферу Рену 30 июля 1669 года. Ранее он был назначен ответственным за проектирование более 50 городских церквей. На протяжении длительного периода разработки и рационализации плана постройки Рен нанял на должность главного помощника Николоса Хоуксмура. Одновременно с проектированием Собора Святого Павла, Хоуксмур также работал и над выпуском своих «Пяти трактатов об архитектуре». Рен советовал начать работы по восстановлению собора в 1661 году, еще до Великого Лондонского пожара 1666 года. В число этих работ входило выполнение чертежей для присоединения купола к уже существующему зданию, который заменил бы ветхий шпиль, а также реставрация внутренней части собора, которая дополнила бы спроектированный в 1630 году Иниго Джоунсом фасад.

После пожара развалины здания все еще поддавались обработке, но, в конце концов, вся конструкция была разрушена в начале 1670-х для того, чтобы освободить место для возведения новой. Собор Святого Петра прошел пять стадий проектирования. Первая сохранилась только в форме единственного чертежа и части модели. Схема (которая чаще именуется Первым Планом), похоже, состояла из чертежа куполообразного входа вестибюля (возможно, такой план входа был спроектирован на основе римского храма Парфенона) и расположенной за ним прямоугольной базилики, включающей в себя место для хора. Но этот проект был отклонен, так как был признан «недостаточно величественным».

Второй разработкой Рена было проектирование собора в форме греческого креста, который критики признали слишком радикальным. В третьем предложенном Реном проекте для собора Святого Павла использовалось много одинаковых дизайнерских концепций, примененных в плане собора в форме греческого креста, хотя в этом плане церкви неф был расширен. Этот проект был воплощен в его творении 1673 года «Великая Модель». Данный макет был выполнен из древесины дуба и штукатурки и стоил более 500 фунтов (приблизительно эквивалентно нынешним 32 тысячам фунтов стерлингов). Он имел высоту более 13 футов (4 метров), а в длину составлял 21 фут (6 метров).
Его критики, члены комиссии, поручили архитектору перестроить здание, в то время как члены духовенства осудили его дизайн, ибо он слишком отличался от дизайна уже существующих в то время в Англии церквей, что не наводило на мысль о неразрывности церквей во всей стране. Священнослужители также больше предпочли план латинского креста для служб. Рен считал «Великую Модель» своим любимым проектом, отражающим красоту Ренессанса. После этого плана Рен решил больше не делать каких-либо моделей или представлять на обсуждение публике его чертежи, так как считал это «ничем кроме как потерей времени и подвержением множество раз своих проектов критике некомпетентных судей».
Четвертый план Рена, Приказной проект, стремился помирить готическую архитектуру, которая преобладала в дизайне всех английских церквей с «наилучшим методом построения церквей». Рен стремился привнести черты присущей Ренессансу гармоничности в готическую традицию архитектуры – как бы то ни было, Вогэн Харт распознал, что за шпилем, похожим на пагоду, скрывалось своеобразное экзотическое вдохновение Рена. По проекту здание было немного развернуто, и поэтому церковь не смотрела прямо на восток.

Окончательный дизайн построенного здания существенно отличался от официального Приказного проекта. Рен получил разрешение от самого короля Англии, чтобы сделать «декоративные изменения» в утвержденном проекте, и Рен получил громадное преимущество от этого. Многие из этих изменений вносились в архитектуру церкви на протяжении тридцати лет после того, как она была построена, а самые большие изменения были внесены в конструкцию купола: «Он возвел над куполом еще одну конструкцию, а именно — конус из кирпича, чтобы он смог поддерживать каменный фонарь элегантной формы. А также он покрыл и спрятал из виду этот кирпичный конус другим куполом, выполненным из древесины и свинца; а между ним и конусом построил легкую лестницу, ведущую к фонарю.» (Из воспоминаний сына сэра Кристофера Рена).

Окончательный проект здания в значительной степени основывался на плане построения Собора Святого Петра в Риме. На постройку куполов в форме блюдца, которые окончательно были присоединены к проекту собора, архитектора вдохновил госпиталь Валь-де-Грас, спроектированный Франсуа Мансаром, который Рен видел в течение своей поездки в Париж в 1665 году. Дата закладки первого камня собора является спорной. Одни утверждают на этот счет, что датой закладки является 21 июня 1675 года, другие – 25 июня, а третьи – 28 июня. Однако, по общему мнению, он был заложен в июне 1675 года. Позже Эдвард Сильный утверждал, что первый камень в основание собора был заложен его старшим братом, Томасом Сильным, который являлся одним из двух мастеров каменщиков, назначенных Реном в самом начале работы.

2 декабря 1697 года, тридцать два года и три месяца спустя, после того, как искра из пекарни «Фарринерз» вызвала Великий пожар в Лондоне, собор Святого Павла открыл свои двери. Планировалось, что вдовец король Вильгельм III появится перед народом, однако чувствуя себя некомфортно в толпе, в общественных местах, в самый последний момент он отказался. Большая толпа народа, находившаяся там, состояла как из привилегированных жителей, а их отношение к Вильгельму было настолько безразлично, что его отсутствие едва ли было замечено. Преосвященный Генри Комптон, епископ Лондонский, вел проповедь. Она основывалась на тексте псалма 122: «Я был рад, когда они сказали мне: Пойдем в дом Господень». Первая проповедь, с которой начались регулярные службы, состоялось в следующее воскресенье.
Завершение строительства верхушки собора (когда последний камень был заложен в каркас фонаря) происходило в октябре 1708 года и немного времени спустя, 25 декабря 1711 года (на Рождество), Парламент признал церковь официально законченной. На самом деле, строительство собора продолжалось в течение еще нескольких лет после этого, а статуи на крыше были установлены только в 1720-х годах. В 1716 году общий объем расходов составил 1.095.556 фунтов (что эквивалентно 147 млн. фунтов стерлингов по курсу 2012 года).
Единое мнение в отношении этой работы было как всегда: кому-то собор нравился, а кто-то ненавидел этот шедевр («Если взглянуть на позолоченные капители, то сразу ощущается, что в воздухе витает дух папства, эти тяжелые арки — они были незнакомы, это не по-английски…»), в то время как большинство людей, как только их любопытство было удовлетворено, вообще не думали о новом соборе.

Задачей Рена было сконструировать большой собор в классическом стиле на относительно зыбкой глинистой почве Лондона. Закладка основания повлекла за собой серьезные проблемы, заставив Рена изменить первоначальную конструкцию его купола в процессе работы. В Приказном проекте все внешние опоры располагались на уровне первого этажа, что не являлось особенностью классического дизайна. Они и стали одними из первых деталей, которые поменял Рен. Вместо этого он сделал стены собора особенно толстыми, чтобы всецело избежать необходимости использования внешних опор. В верхних частях собора стены усилены маленькими контрфорсными арками, которые были присоединены к проекту на относительно поздней стадии, чтобы упрочнить стены здания. Они скрыты за большими стенами шармами, которые были пристроены специально для того, чтобы сохранить классический стиль здания.

The River Thames with St. Paul’s Cathedral on Lord Mayor’s Day, 1746 год
Большой пересекающийся купол состоит из трех слоев – он является первым куполом с такой конструкцией. Внешний и внутренний слой изгибаются друг за другом, но структурная целостность обеспечивает поддержку тяжелой каменной конструкции, а вершина купола удерживается за счет промежуточного слоя, который находится намного выше и имеет ещё более коническую форму. Купол удерживается по всей окружности своего основания кованой цепью, которая защищает купол от расползания и растрескивания. Дальше эти кованые цепи в кирпичном конусе на интервалах сцепляются камнем и затем огибают карниз перистиля.

Собор построен из портлендского камня в стиле позднего Ренесанса, который представляет собой, с точки зрения Рена, рационализированное английское барокко. На постройку впечатляющего купола собора архитектора вдохновила базилика церкви Святого Петра в Риме и построенная Мансартом церковь Валь-де-Грас, которую до этого посетил Рен. В высоту (от основания и до креста на верхушке купола) собор составляет 365 футов (108 метров), таким образом сразу господствуя и над исторической, и над современной частью Лондона.
Рен достиг баланса между внутренним наполнением собора и внешним его проявлением за счет конструирования трех куполов, вложенных как бы один в другой: высокий внешний купол не является структурным и возвышается над грандиозной массой собора, чтобы притягивать взгляды людей на расстоянии; нижний внутренний купол обеспечивает гармонично сбалансированную внутреннюю часть собора; между двумя этими куполами структурный конус поддерживает фонарь, располагающийся на вершине, и внешний купол. Рену было сказано, чтобы на последней стадии постройки здания его дотянули в корзине вплоть до самых стропил, чтобы таким образом проинспектировать ход работы.
В соборе есть три маленькие капеллы, которые расположены в двух соседних проходах – Капелла Всех Святых и Капелла Святого Дунстана – в северном проходе и Капелла Святых Михаила и Георгия – в южном. Главное место собора сосредоточено под внутренним куполом, который возвышается над полом собора на 108,4 метра и заключает в себе три круговые галереи — внутренняя Шепчущая Галерея, внешняя Каменная Галерея и еще одна внешняя Золотая Галерея. Шепчущая Галерея проведена вокруг внутренней части купола и возвышается над уровнем пола собора на 99 футов (30,2 метра). Это расстояние эквивалентно 259 шагами. Она приобрела свое название благодаря акустическому эффекту, который свойственен куполам; шепот, произнесенный в любой точке напротив стенки купола, доступен слуху слушателя, приложившего свое ухо к стене купола в любой точке галереи. Тихий шепот также слышен.

Основа внутреннего купола располагается на высоте 173 футов или (53,4 метра), а его вершина возвышается над полом на 65 метров, таким образом, делая высоту в закрытом помещении самой большой. Собор составляет в длину около 574 футов (175 метров), включая портик Большой Западной Двери, 223 фута (68 метров) из которых приходится на неф и 167 футов (51 метр) на клирос (место для хора). Ширина нефа составляет 121 фут (75 метров), таким образом, собор немного короче, но в то же время несколько шире, чем Старый Святой Павел. Клирос тянется к востоку от купола и заключает в себе сиденья для духовенства и хористов и орган. К югу и северу от купола находятся трансепты, которые здесь называются Северный Хор и Южный Хор.

Детали башен, располагающихся в западном конце собора, и их темные пустоты дерзко воспроизведены в заданном масштабе, дабы человек, находясь ниже на улице или на расстоянии, мог хорошо рассмотреть циферблат на башнях, которые всегда выделялись на линии городского горизонта. Они состоят из двух дополнительных элементов, которыми являются центральный цилиндр, возвышающийся над серией многоярусных барабанов купола и спаренных Коринфских колонн, расположенных по углам, над которыми находится контрофорсы, служащие для соединения барабанной формы с квадратным плинтусом, содержащим часы. Главный антаблемент залезает вперед на парные колонны для того, чтобы отобразить оба элемента, тем самым, связывая их вместе в единую горизонтальную полосу.

Крыша, похожая на миниатюрный колоколообразный купол, поддерживает золоченый фиал (завершающее украшение шпиля), а ананас держится на четырех завивающихся угловых консолях, самое важное отображение соответствующей темы. Часовой механизм был сконструирован в 1893 году Смитом Дерби, а над его дизайном анкерного механизма работал Эдмунд Дэнисон Бекетт, аналогичного тому механизму, который использовал Эдвард Дэнт для конструирования часов Биг-Бена. Часовой механизм составляет 5,8 метров в длину и на протяжении столетий является самым последним часовым механизмом, предоставленным Собору Святого Павла. С 1969 года часы электрически заводятся оборудованием, разработанным и установленным Смитом Дербским, которые облегчают работу хранителя часов по заведению при помощи ручного управления тяжелых заводных гирь часов.
В северо-западной башне собора расположено 13 колоколов предназначенных для сменного звона, в то время как в юго-западной башне находятся лишь четыре колокола, в число которых входит колокол Великий Павел — это самый большой колокол на всем Британском архипелаге, а также Великий Том (часовой колокол), который был дважды переплавлен. В последний раз его переплавил Ричард Фэлпс, после того как его перенесли из Часовни Святого Стефана, расположенной в Вестминстерском Дворце. Колокол Великий Павел, весит 16,5 тонн и был отлит в 1881 году. В колокол Великого Томаса звонят только по особым в случаям, а именно: в случае смерти одного из членов королевской семьи, лондонского епископа или лорд-мэра Лондона, хотя в связи с кончиной президента США Джеймса Гарфилда, было сделано исключение.
В 1717 году Ричард Фэлпс отлил еще два колокола, которые были присоединены к группе колоколов. Тем не менее, они используются и сегодня. Так, первый весит 660 килограммов, а в диаметре он составляет 41 дюйм или 1000 миллиметров и он настроен на ля-бемоль. Второй колокол весит 1800 килограммов, а его диаметр равен 58 дюймам (1500 миллиметров) и он настроен на ми-бемоль.

Этот собор сохранился, несмотря на то, что он был мишенью во время немецкой операции «Блиц», подвергаясь бомбардировкам 10 октября 1940 года и 17 апреля 1941 года. 12 сентября 1940 года бомба с выдержкой во времени, которая поразила собор, была успешно обезврежена и удалена отрядом саперов Королевских инженеров под командованием лейтенанта Роберта Дэвиса. Если бы эта бомба взорвалась, то она бы полностью разрушила собор, так как сам снаряд, после того как его позже перенесли в безопасное место и взорвали, оставил после себя 30-метровую воронку. В результате этой операции Дэвис был награжден Георгиевским Крестом, а также особой наградой для инженеров — Саперный Георгий Камерон Уайли.

29 декабря 1940 года собор опять был на волосок от разрушения, когда зажигательная бомба попала в свинцовый каркас купола, однако затем она скатилась наружу, прямо на Каменную Галерею, и была потушена до того, как смогла бы воспламенить деревянный купол. Одним из самых культовых образов Лондона во время войны являлась фотография Святого Павла, сделанная в тот день фотографом Гербертом Мэсаном с крыши здания Дейли Мэйл, располагающейся на улице Тюдор стрит, на которой изображен собор, окутанный дымом.

В соборе есть достаточно внушительная подземная усыпальница (крипта), которая содержит около 200 памятников. Она служит как часовней Превосходнейшего ордена Британской империи, так и сокровищницей. У самого собора очень мало сокровищ: большинство из них было потеряно, а при главном ограблении, произошедшем в 1810 году, были украдены почти все оставшиеся драгоценные артифакты. Кристофер Рен стал первым, кто был здесь похоронен, в 1723 году: на стене над его могилой в склепе виднеется надпись на латыни: «Lector, si monumentum requiris, circumspice» («Читатель, если ты ищешь его памятник – оглянись вокруг»).

Собор Святого Павла является домом также и для других мемориальных табличек, высеченных фигур, статуй, церковных монументов и гробниц таких знаменитых британцев как: генерал сэр Айзек Брок, Чарльз Роберт Кокерелл, сэр Эдвин Лаченс, Джон Донн (в соборе сохранилось его объемное изображение на склепе, но не сама могила), лорд Китченер, граф Веллингтонский, лорд Нельсон, Генри Мур, Катберт Коллингвуд, барон Коллингвуд, сэр Уильям Александер Смит, сэр Уинстон Черчиль, сэр Александар Флеминг, Вулзли Гарнет, сэр Филип Виан, Джон Джеллико, Дэвид Битти, сэр Артур Салливан, сэр Лоуренс Альма-Тадема, Хьюберт Пэрри, Флоренс Найтингейл, сэр Джошуа Рейнольдс, Доктор Самкэль Джонсон, Айвор Ноэлло, Чарльз Корнуоллис, Фредерик Джордж Джексон, Манделль Крейтон и Луиз Крейтон, Рой Герберт Томсон.
Многие из этих памятников посвящены британским военным. В число солдат включены несколько списков тех военнослужащих, которые погибли в бою, последним из которых является война в Персидском заливе. Также в южном трансепте располагаются специальные монументы, посвященные лорду Нельсону, а также графу Веллингтонскому в северном проходе; они оба похоронены здесь. Также здесь хранится память о поэтах, художниках, священнослужителях и жителях местного прихода. За последнюю тысячу лет накопился целый список епископов и церковных деканов, о которых здесь хранится память. Собор являлся тем местом, где проводилось множество знаменитых похорон, включая похороны Горация Нельсона герцога Веллингтона, сэра Уинстона Черчилля и Джорджа Мэллори. Было решено, что после смерти бывшего премьер-министра Маргарет Тетчер ее государственные похороны также состоятся здесь.

Арт-проект Собора Святого Павла — это программа, которая направлена на изучение веры и искусства при их столкновении. В проекте представлены инсталляции, выполненные Энтони Гормли, Ребеккой Хорн, Йоко Оно и Мартином Фиррелом. Всемирно известному художнику Биллу Виолла было поручено создать два запрестольных образа, которые временно бы были выставлены в Соборе Святого Павла. Виолла начал изготовление образов в середине 2009 года, в то время как сроком окончания всех работ было названо начало 2012 года.
После обширной программы по очистке и ремонту внутренней отделки Святого Павла, законченной в 2005 году, Биллу Виолле было доверено создание двух запрестольных образов Мучеников и Марии. Эти две мульти-экранных видео-инсталляции будут на время размещены в конце Хорового прохода, находясь сбоку от главного алтаря собора и от Американской мемориальной часовни, где захоронены военнослужащие США, погибшие в течение Второй Мировой войны. Каждая такая работа будет использовать разрешение несколько плазменных экранов, настроенных на изображение, идентичное историческому запрестольному образу. Эти экраны будут установлены на навесных панелях, что позволит им быть закрытыми.

Летом 2010 года Собор Святого Павла выбрал две новые работы британского художника Марка Александра для того, чтобы повесить их по обеим сторонам нефа. Обеим работам было дано название «Красный Мангейм», самые большие красные шелковые шаблоны Александра, на создание которых художника вдохновил Запрестольный образ собора Мангейм (1739–1741 гг.), которому был нанесен урон бомбардировкой, происходившей в период Второй Мировой войны. Подлинная скульптура изображает распятого Христа, окруженного свитой скорбящих близких. Обрамленная в великолепную золотую оправу с изображением измученного тела Христа, рельефно вылепленного, а также процветающей растительности и лучей, нисходящих из рая, этот шедевр Немецкого Роккоко является объектом, обладающим восхитительной красотой и глубоким благочестием.
В марте 2010 года скульптура Флэр II, выполненная Энтони Гормли, была установлена в месте действия театральной постановки драмы «Винтовая лестница». В 2007 году Декан и Коллегия Членов Собора Святого Павла доверили художнику Мартину Феррелу создание крупной общественной скульптуры, посвящённой трехсотлетию со дня открытия собора. Знак вопроса, отображенный на соборе, составлен из цифрового текста, спроецированного на купол собора, на Западный фасад здания, а также внутри, на Шепчущую Галерею. Текст был основан на фразах, заимствованных из общественных блогов, а также из множества интервью, которые проводил сам художник, руководствуясь своими собственными убеждениями и мыслями. В проекте представлен целый поток возможных ответов на следующие вопросы: что делает жизнь осмысленной и целенаправленной, и какое же значение имеет собор Святого Павла в современном контексте? Вопросительный знак внутри был открыт 8 ноября 2008 года и выставлялся на обозрение в течение 8 ночей. 15-летний проект реставрации — один из крупнейших когда-либо проводившихся в Великобритании — был завершен 15 июня 2011 года.

This painting depicts the scene as Queen Victoria arrived at St. Paul’s Cathedral in London during the Diamond Jubilee celebration of June 22, 1897.

В Соборе Святого Павла с туристов взимается плата за вход, которая составляет 14,50 фунтов (12,50 ф.ст. — при покупке через Интернет), и это без дополнительной опции пожертвования храму. Людей, которые ищут более спокойное место для того, чтобы помолиться пропускают в Часовню Святого Дастона бесплатно. Вход по воскресеньям с посещением всех служб является бесплатным, но в этот день не проводятся экскурсии.

Люди, работающие в соборе Святого Павла, рассказывают, что получают очень маленькое регулярное финансирование от королевы, церкви и государства, поэтому полагаются только на доходы от туризма, чтобы с помощью этих собранных денег позволить памятнику архитектуры и дальше функционировать в качестве центра христианского вероисповедания, а также для того, чтобы покрыть расходы на техническое обслуживание и ремонтные работы.

Биография

Профессор математики в Оксфорде и один из основателей и деятельных членов Лондонского королевского общества, занимался исследованиями и решениями многих вопросов математики и механики, которыми интересовались современные ему ученые (Гюйгенс, Паскаль и др.); таковы вопросы о спрямлении дуги циклоиды, квадратура и кубатура образуемых ею площадей и тел вращения, вопросы о качании маятника, о силах, удерживающих планеты в их орбитах. Одновременно с Валлисом и Гюйгенсом он представил решение вопроса о соударении вполне упругих шаров, центры которых движутся по одной прямой. Кроме того, он занимался вопросами кораблестроения, сопротивления жидкости движению плавающего в ней тела, механикой весел и парусов.

Занятия математическими науками шли у него рука об руку с трудами по естествознанию, по части которого изданы им, между прочим, рисунки к сочинению Валлиса об анатомии мозга. Один из основоположников инфузионной терапии, в 1665 году были опубликованы труды по опытам на животных о введении различных растворов внутривенно животным используя при этом птичье перо и пузыри животных. Независимо от этого, он изучал архитектуру, не замедлил приобрести в ней солидные познания, консультировал реставраторов старого лондонского собора св. Павла (1661), разработал проекты часовни Пемброк-колледжа в Кембридже и Шелдонского театра в Оксфорде. После опустошительного пожара, постигшего Лондон в 1666 году, Рену было поручено составить проект новой планировки и отстройки города; но этот проект, вследствие разных обстоятельств, осуществлен только отчасти. Из сгоревших 87 церквей города Рену удалось восстановить в новом барочном виде 51, в том числе собор Святого Павла.

Рен был Мастером ложи «Изначальных» № 1, ныне носящей название ложа «Древних» № 2. Название было принято 18 мая 1691 года. В 1673 году на математика, уже ставшего тогда известным архитектором, было возложено другое важное предприятие — сооружение в Лондоне нового собора Святого Павла. Колоссальный храм, заложенный в 1675 году и законченный в 1710 году, — главное произведение Рена, увековечившее его имя. По своим размерам, смелой конструкции громадного купола и вообще стилю он близок к римскому собору св. Петра, но отличается от него тем, что, по образцу английских церквей, имеет более длинный продольный неф и обширный трёхнефный хор. Величественный интерьер собора Рен хотел украсить множеством статуй, но не получил возможности исполнить своё намерение, и только впоследствии, уже после его смерти, храм принял изнутри современный облик.

Кроме Павловского собора и вышеупомянутых зданий, к числу сооружений Рена принадлежат так называемый «Лондонский монумент» (колонна высотой в 202 фута (ок. 62 м), воздвигнутая в память пожара 1666 года), церковь св. Стефана в Уолбруке, в Лондоне, Мальборо-хаус, королевский и епископский дворцы в Винчестере, госпитали (военный в Челси и морской в Гринвиче), библиотека Тринити-колледжа в Кембридже и многие другие здания в разных местах Англии. По оценке искусствоведа Андрея Сомова, автора статьи в словаре Брокгауза и Ефрона, «в своих произведениях Рен держался предпочтительно римского стиля, строго соблюдая правила Палладио, но применяя их с холодным расчетом ученого техника».

Похоронен внутри Собора Святого Павла. Надпись на его надгробии гласит: «Если ищешь памятник — оглянись вокруг».

Ссылки

Рен, Кристофер на Викискладе

В Викицитатнике есть страница по теме
Рен, Кристофер

  • Chisholm, Hugh, ed. (1911), «Wren, Sir Christopher», Encyclopædia Britannica (11th ed.), Cambridge University Press

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Генеалогия и некрополистика

Нормативный контроль

BIBSYS: 90088617 · BNC: a11259449 · BNE: XX4842681 · BNF: 121401670 · CONOR: 27689571 · GND: 11880796X · GTAA: 171752 · ISNI: 0000 0000 8127 4046 · LCCN: n80102228 · LNB: 000189002 · NKC: xx0059651 · NLA: 35161532 · NTA: 068366485 · LIBRIS: 308509 · SUDOC: 029865247 · VIAF: 49261635 · ULAN: 500115492 · WorldCat VIAF: 49261635

Роберт Морэй (1660) · Уильям Браункер (1662) · Джозеф Уильямсон (1677) · Кристофер Рен (1680) · Джон Хоскинс (1682) · Сирил Вич (1683) · Сэмюэл Пипс (1684) · Джон Вон (1686) · Томас Пембрук (1689) · Роберт Саутвелл (1690) · Чарльз Монтегю (1695) · Джон Сомерс (1698)

Полный список: 1600-х · 1700-х · 1800-х · 1900-х · 2000-х

Савильские профессора

Должности учреждены сэром Генри Савилем

Савильский профессор
астрономии

  • Джон Бейнбридж (1620)
  • Джон Гривз (1643)
  • Сет Уорд (1649)
  • Кристофер Рен (1661)
  • Эдвард Бернард (1673)
  • Дэвид Грегори (1691)
  • Джон Касвелл (1709)
  • Джон Кейл (1712)
  • Джеймс Брэдли (1721)
  • Томас Хорнсби (1763)
  • Абрахам Робертсон (1810)
  • Стивен Риго (1827)
  • Джордж Джонсон (1839)
  • Уильям Донкин (1842)
  • Чарльз Притчард (1870)
  • Герберт Тёрнер (1893)
  • Хэрри Пласкетт (1932)
  • Дональд Блэкуэлл (1960)
  • Джордж Евстафиу (1994)
  • Джозеф Силк (1999)
  • Стивен Балбус (2012)

Савильский профессор
геометрии

  • Генри Бригс (1619)
  • Питер Тёрнер (1631)
  • Джон Валлис (1649)
  • Эдмунд Галлей (1704)
  • Натаниель Блисс (1742)
  • Джозеф Бетс (1765)
  • Джон Смит (1766)
  • Абрахам Робертсон (1797)
  • Стивен Риго (1810)
  • Баден Пауэлл (1827)
  • Генри Смит (1861)
  • Джеймс Сильвестр (1883)
  • Уильям Эссон (1897)
  • Годфри Харди (1919)
  • Эдвард Титчмарш (1931)
  • Майкл Атья (1963)
  • Иоан Джеймс (1969)
  • Ричард Тейлор (1995)
  • Найджел Хитчин (1997)

Самый знаменитый из британских архитекторов сэр Кристофер Рен (1632-1723) был математиком, физиком, изобретателем и астрономом. Единственное его путешествие на континент — это поездка в Париж, где он познакомился с Бернини. После пожара в Лондоне в 1666 г. Рену было поручено заняться восстановлением небольших церквей, погибших в огне, и старого готического собора Св. Павла. В 1669 г. он был назначен главным смотрителем работ и стал отвечать за планировку Лондона и многие важные объекты. Научные и математические изыскания Рена придавали его работам логическую завершенность; он интересовался французским и итальянским барокко, в результате возник особый, ни на что не похожий стиль. Несмотря на то что стиль, созданный Реном, часто относят к барокко, в нем всегда присутствуют порядок и дисциплина, что отличает его от барокко Северной Италии, Южной Германии и Австрии.

Архитектурные планы церквей Рена молено рассматривать как упражнения по геометрии. Основу планировки составляют квадраты, прямоугольники и другие фигуры, в том числе многоугольники и эллипсы. Каждая башня имеет уникальную форму. Многие церкви совсем маленькие, некоторые буквально втиснуты между домами, так что необходимость украшать их фасады отпадает. Например, церковь Св. Стефана в Уолбруке (1672-1679) расположена таким образом, что с улицы видна только ее задняя стена. Узкий вход в храм и башня выходят на соседнюю улицу. Ее интерьер можно назвать одной из величайших удач Рена. Это простое прямоугольное пространство кажется сложно организованным благодаря шестнадцати колоннам, которые образуют греческий крест, квадрат и восьмиугольник. Этот восьмиугольник подчеркнут восьмью арками, на которые опирается кес- сонированный купол со световым фонарем. Исключительно красивый интерьер освещается овальными и полуциркульными окнами.

Другие лондонские церкви, построенные Реном, например, Сент Джеймс на Пикадилли и Сент Брайдс на Флит- стрит, послужили образцом для многих более поздних церквей Англии и Америки. Церкви Рена украшены изысканными заалтарными перегородками, резными кафедрами и органами, созданные такими талантливыми резчиками, как Гринлинг Гиббонс (1648-1720). Барочный собор Св. Павла в Лондоне (1675-1710) — самое известное творение Рена. Это настоящий вызов собору Св. Петра в Риме. Плоские купола над центральным нефом, хором и трансептом, гигантский купол над средокрестием и фасад с двумя башнями напоминают об итальянском барокко. Своды укреплены контрфорсами, которые скрыты за высокими стенами, поэтому снаружи собор кажется монолитом. Купол также имеет оригинальную конструкцию. Внутренняя оболочка купола идеально соотносится с интерьером собора. Внешний купол, представляющий собой простую свинцовую оболочку на деревянном каркасе, завершает силуэт здания. Между внешней и внутренней оболочками купола находится кирпичный конус, невидимый снаружи и поддерживающий внешний купол и венчающий его каменный фонарь. Круглое отверстие во внутренней оболочке купола позволяет увидеть конус (освещаемый скрытыми окнами) и световой фонарь. Скрытые контрфорсы и железная цепь гасят распор внутреннего купола и расположенного над ним конуса.

Барочный собор Св. Павла в ЛондонеБарочный собор Св. Павла в Лондоне

Этот грандиозный собор напоминает собор Св. Петра в Риме. Огромный купол, опоясанный окнами, состоит из трех оболочек: нижний купол, перекрывающий пространство над средокрестием, над ним кирпичный конус и, наконец, поддерживаемый деревянными конструкциями верхний купол, который виден снаружи и является важной городской доминантой.

Говорят, что «салон», или столовая, одна из главных комнат в доме, был спроектирован К. Реном, но, вероятней всего, его автором был Уильям Винд (ум. 1 722). Резные деревянные панели, возможно, — работа Гринлинга Гиббонса, хотя есть записи о суммах, выплаченных Эдмунду Карпентеру.

Отделка потолка типична для аристократических интерьеров XVII в.

Нет ни одного дома, о котором с уверенностью можно было бы сказать, что он спроектирован Кристофером Реном, хотя, вероятно, он проектировал Белтон-хаус (1685-1688), очаровательный особняк в окрестностях Линкольна. Это симметричное Н-образное здание из серого камня, двухэтажное, с простыми окнами, портиками на фасадах и черепичной крышей со слуховыми окнами, множеством печных труб и небольшим куполом. Конюшни, кухни и другие службы располагались в отдельно стоящих постройках. Передняя и задняя двери ведут в «зал» с мраморным полом и расположенную за ним столовую, или «салон».

Белтон-хаус

Комнаты отделаны деревянными панелями с резьбой, вероятно, работы Гринлинга Гиббонса. Стоит отметить, что план дома не предусматривает коридоров или вестибюлей, поэтому все комнаты оказываются смежными. Поскольку кухня располагалась в отдельно стоящем здании, слуги должны были носить блюда в столовую через двор. Такое неудобное решение было распространено вплоть до XVIII в.

РЕН, КРИСТОФЕР

РЕН, КРИСТОФЕР (Wren, Christopher) (1632–1723), крупнейший английский архитектор и математик, автор проекта нового собора св. Павла в Лондоне и многих других церквей. Родился 20 октября 1632 в городке Ист-Нойл, в Уилтшире, в семье священника. учился в школе св. Павла в Лондоне, а затем в Уодем-колледже в Оксфорде. В 1657 Рен стал профессором астрономии в лондонском Грешэм-колледже, а четырьмя годами позже – в Оксфорде. С 1660 – член, а в 1680–1682 – президент Лондонского королевского общества.

В 1665, желая пополнить знания, Рен совершил путешествие во Францию и познакомился в Париже с итальянским архитектором Дж.Бернини. Впечатления от этой поездки стали одним из важнейших источников его творчества. Он также многое почерпнул из рисунков, гравюр и архитектурных трактатов Иниго Джонса. Некоторые принципы, которыми Рен руководствовался при создании своих проектов, были описаны им и могут быть восстановлены по сохранившимся записям.

Первые заказы Рен получил благодаря своим связям в университетских и церковных кругах; это были театр Шелдона в Оксфорде, капелла Пемброк-колледжа в Кембридже (1663–1665) и несколько построек для Эмманюэл-колледжа. Затем его пригласили в Лондон в качестве консультанта в связи с перестройкой собора св. Павла. Огромный простор для строительной деятельности открылся после лондонского пожара 1666. Архитектор представил свой план реконструкции города и получил заказ на восстановление 52 приходских церквей. Рен предложил различные пространственные решения; некоторые здания построены поистине с барочной пышностью (например, церковь Сент-Стефан в Уолбруке). Их шпили вместе с башнями собора св. Павла образуют эффектную панораму города. Среди них следует упомянуть церкви Христа на Ньюгейт-стрит, Сент-Брайд на Флит-стрит, Сент-Джеймс на Гарлик-Хилл и Сент-Ведаст на Фостер-лейн. Если того требовали особые обстоятельства, как при строительстве церкви Сент-Мэри Олдермэри или Крайст-Черч-колледжа в Оксфорде (Башня Тома), Рен мог воспользоваться позднеготическми элементами, хотя, по его собственным словам, совсем не любил «отклоняться от лучшего стиля».

Для перестройки собора св. Павла, продолжавшейся с 1675 по 1711, Рен сделал несколько проектов; один из них лег в основу большого деревянного макета. Окончательный план очень напоминает структуру стоявшего прежде на этом месте средневекового собора, однако в решении интерьера архитектору удалось достичь пространственного единства главного нефа с обширным средокрестьем. Вознесенный на высоту 111 м купол остроумной конструкции, состоящий из трех оболочек, имеет ясную, гармоничную форму и превосходно согласуется в пропорциях с остальными частями здания.

Помимо сооружения церквей Рен выполнял частные заказы, одним из которых стало создание новой библиотеки Тринити-колледжа (1676–1684) в Кембридже. В 1669 он был назначен главным смотрителем королевских зданий. В этой должности он получил ряд важных государственных заказов, таких, как строительство госпиталей в районах Челси и Гринвич и нескольких зданий, вошедших в комплексы Кенсингтонского дворца и дворца Хэмптон-Корт.

За свою долгую жизнь Рен находился на службе у пяти сменивших друг друга на английском престоле королей и оставил свою должность лишь в 1718. Рен умер в Хэмптон-Корте 26 февраля 1723 и был похоронен в соборе св. Павла. Его идеи были подхвачены и развиты архитекторами следующего поколения, в частности Н.Хоксмором и Дж.Гиббсом. Он оказал заметное влияние на развитие церковной архитектуры в странах Европы и в США.

См. также СВ. ПАВЛА СОБОР.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *