Лак по дереву

Чем и зачем окрашивают вагонку?

Вагонка может нуждаться в окраске, покрытии лаком или другими составами по нескольким причинам, которые и определяют выбор конкретного средства:

  • Дереву нужна защита, которая может быть разной. Например, для вагонки на балконе нужно подумать об усиленной защите от УФ-лучей, вызывающих фотостарение (посерение дерева). Некоторые составы делают вагонку более огне- и влагостойкой, защищают от вредителей.

Часто в качестве материала для внутренней отделки используется сосна. Если ее не обработать, со временем дерево может потемнеть.

  • Нужно сохранить цвет дерева и сделать рисунок более выразительным.
  • Требуется изменить цвет вагонки, но при этом сохранить структуру древесины.
  • Интерьер помещения не предполагает использования естественного цвета дерева.

Для окрашивания или другой обработки вагонки можно использовать следующие средства:

  • Защитные составы. Могут быть предназначены для разных целей. Для обработки вагонки на балконе, особенно расположенном на солнечной стороне, лучше использовать состав для наружных работ. Для потолка и стен в помещении подойдет средство для внутренних работ.

Важно! При выборе защитного средства внимательно изучите информацию на упаковке. Некоторые составы окрашивают дерево в розовый и зеленый цвет, который можно будет закрасить только очень темной тонировкой или укрывистой краской.

  • Морилки (составы для тонирования). Придают вагонке определенный оттенок, сохраняя древесную фактуру. Нанесением разного количества слоев можно регулировать интенсивность окрашивания.

  • Лаки. Для вагонки лучше всего подойдут аквалаки – составы на водной основе, позволяющие сохранить паропроницаемость материала и защитить поверхность от впитывания загрязнений. Лаки могут быть глянцевыми, матовыми, полуматовыми, содержать бактерицидные добавки и УФ-фильтры, в них можно добавить колер для изменения оттенка древесины.

  • Краски. Могут иметь самый разный состав, предназначены для полного закрашивания древесины за счет создания на поверхности плотной пленки.

  • Восковые составы. Могут быть твердыми, жидкими, водными, обеспечивают отличную защиту, сохраняют ярко выраженную структуру дерева.

Важно! Чтобы воск ложился равномерно, поверхность вагонки нужно предварительно загрунтовать.

  • Специальные масла. Могут быть прозрачными и пигментированными, защищают дерево от загрязнений и истирания, подчеркивают структуру древесины. Не создают на поверхности пленку, как лаки, а проникают в верхний слой древесины. Создают эффект матового покрытия или шелковистого блеска.

В зависимости от цели нанесения эти средства можно использовать как самостоятельно, так и в сочетании друг с другом. Например, для защиты и получения однородной окрашенной поверхности можно использовать пропитку и краску.

Подготовка вагонки к окраске

Если вагонка красится впервые, лицевая сторона отдельных дощечек шлифуется до гладкости с помощью машинки для шлифовки или наждачной бумаги, закрепленной на бруске.

В том случае, если покрываться лаком или краской будет уже красившаяся вагонка на стене или потолке, последовательность действий будет следующей:

  • С помощью скребка или щетки удаляется пыль и остатки старой краски, наждачной бумагой совершаются круговые движения, позволяющие окончательно очистить поверхность. Если лак или краска держатся прочно, стоит промыть вагонку раствором соды (на ведро горячей воды берем 300 грамм порошка). Для удаления плесени существуют специальные химические средства.
  • Если грязь не отмывается, можно использовать отбеливатель или морилку. Чтобы краска или антисептик лучше держались на поверхности, обрабатываем потолок, пол или стены моющими средствами, в состав которых входит щелочь.
  • Шлифуем древесину. Чтобы не пропустить ни один участок, мысленно разделите стену, потолок или пол на несколько квадратов и затирайте их последовательно. Нельзя сильно давить и подолгу шлифовать один кусок.
  • Проводить обработку грунтовочным антисептиком не обязательно, но она повысит долговечность вагонки.
  • Все неровности покрываются специальной шпатлевкой.

Лучше взять шпатель из пластика, в отличие от металлических аналогов, он не оставляет на поверхности царапин.

  • Наносим слой олифы, который будет выполнять защитную функцию.
  • В конце наносится грунтовка. Она защитит вагонку от перепадов температур (если речь идет о неотапливаемом балконе) и закрепит уже нанесенную шпатлевку, кроме того, она позволяет добиться более равномерного распределения краски.

Красим по всем правилам

После окончания подготовки поверхности пора выяснить, как покрасить вагонку.

  • В зависимости от площади можно использовать как кисть, так и валик.
  • Покраска вагонки краской или пигментированным средством предполагает нанесение состава маленькими порциями. Обильно смачивать кисть можно только при использовании прозрачных пропиток и грунтовок.

Важно тщательно перемешивать краску как до, так и во время покраски, чтобы цвет лег равномерно.

  • Движения нужно совершать вдоль дощечек, нанося состав мазками, а затем растирая и растушевывая до получения однородного покрытия.
  • Лучше нанести несколько тонких слоев, чем один толстый.
  • При работе с укрывистой краской или лаком после высыхания первого слоя нужно отшлифовать поверхность еще раз.
  • Не начинайте покраску второй раз, когда еще не высох первый слой.

Чтобы не ошибиться с итоговым результатом, можно сначала выкрасить небольшой участок доски, чтобы проверить, какой цвет получится в итоге.

Лак для дерева: определение, особенности, история

Лаками принято называть тягучие растворы, которые наносятся на поверхность ровным слоем и после высыхания образуют прочную пленку, которая может обладать сильным или легким блеском (в зависимости от сорта лака).

Впервые стал использовать лаковое покрытие монах по имени Феофил, живший в Германии в 12 веке и хранивший в строгом секрете рецепт своего изобретения. Через много лет историкам удалось выяснить, что его основой был спирт. Затем, в 15-17 веках, повсюду использовались лаки масляного типа, выпускаемые исключительно в Англии (рецепт монополисты также держали в тайне).

Массовое производство лаков началось лишь во второй половине 18 века, после появления подробного трактата о них, написанного французским химиком. Этому способствовало и появление нового сырья – смол, доставляемых из Португалии и Голландии. В России одним из первых стал изготавливать лаки (высшего сорта на масляной основе) завод Осовецкого в Москве. Это было в 1874 году.

С тех пор разновидностей лаковых покрытий стало значительно больше. У каждого из них свой тип пленкообразователя и эксплуатационные характеристики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *