Олифа из чего делают

Олифа из льняного масла

Для изготовления этого вида олифы понадобятся следующие приспособления:

  • металлическая посуда (таз, ковш, тарелка, кастрюля и т.п.);
  • нагревательное устройство (керосинка, газовая или электроплита);
  • канифоль;
  • марганцевая перекись;
  • респиратор и перчатки.

Заливаем масло в сосуд и греем на медленном огне. По достижении 110 градусов масло начнет выделять воду — это будет заметно на глаз. Далее начинается процесс испарения воды. При этом нужно следить, чтобы температура жидкости не переходила черту в 160 градусов. Масло должно вывариваться в течение 4 часов.

Обратите внимание! Олифа — пожароопасное вещество, поэтому не нужно наливать слишком много масла в емкость. Достаточно заполнить половину сосуда.

После испарения воды и образования пены можно добавлять сиккатив исходя из следующей пропорции: 30-40 граммов вещества на литр масла. При добавлении сиккатива происходит обильное пенообразование, поэтому работу нужно выполнять с особой осторожностью, добавляя вещество постепенно. Когда сиккатив добавлен, увеличиваем температуру до 200 градусов и продолжаем варить смесь в течение 3 часов. Готовность состава проверяется так: капля вещества размещается на стекле, и, если она прозрачна, раствор готов. Далее состав охлаждается при комнатной температуре.

Сиккатив представляет собой вспомогательное вещество, влияющее на скорость высыхания олифы. Данный компонент входит в состав масляных красок, где он отвечает за это же свойство.

Для изготовления сиккатива нужно перемешать канифоль с марганцевой перекисью исходя из соотношения 20 к 1. Вначале 20 частей канифоли доводим до состояния плавления при температуре 150 градусов выше нуля, а затем добавляем 1 часть перекиси марганца.

Олифа из подсолнечного масла

Состав из подсолнечного масла будет так же надежно защищать поверхность, как и произведенный из льняного масла. Единственное отличие — цвет продукта будет более светлым, что можно использовать, например, в интересах дизайнерского оформления помещения.

Приготовить олифу можно двумя способами — горячим и холодным. Горячее приготовление позволяет получить особо прочные покрытия на обрабатываемой поверхности.

Какой бы способ приготовления состава ни был выбран, масло все равно нужно обработать термическим способом. При изготовлении олифы нужно добиться удаления из состава воды, а также окисления всевозможных примесей.

Инструкция по термической обработке подсолнечного масла:

  1. Заливаем масло в металлическую емкость. Масло должно заполнять посуду не более чем на 50-60%. Ставим емкость на слабый огонь.
  2. После достижения маслом температуры 110 градусов начинается обильное пеновыделение и испарение воды.
  3. Увеличиваем температуру до 170 градусов и выдерживаем масло на огне еще 3-5 часов.
  4. После полного испарения воды поднимаем температуру до 250-280 градусов. В этот момент из масла станут выделяться темноватые хлопья.
  5. Даем маслу остыть при комнатной температуре, а затем процеживаем его через марлю. Процесс приготовления основы для олифы завершен.

Совет №1: определить, нагрелось ли масло до температуры 250-280 градусов, можно с помощью гусиного пера. Если края перышка закручиваются или деформируются, значит, нужная температура достигнута.

Совет №2: для снижения пенообразования рекомендуется добавить в металлическую емкость чуть-чуть готовой олифы комнатной температуры.

Рецепт приготовления состава холодным способом:

  1. Разогреваем приготовленную основу до 120-150 градусов. При этом основу нужно постоянно перемешивать.
  2. Как только достигнута нужная температура, добавляем сиккатив — его доля в масляном растворе должна составлять 5-8%. Для большей безопасности работы рекомендуется вначале перемешать сиккатив с таким же количеством масла, и лишь затем добавлять смесь в основу. Если все же пена выделяется очень интенсивно, снижаем темп добавления сиккатива и усиленно перемешиваем массу.
  3. После объединения всех компонентов снимаем емкость с огня и охлаждаем олифу при комнатной температуре.

Рецепт приготовления состава горячим способом:

  1. Разогреваем основу до 170 градусов и добавляем сиккатив из расчета 1,5-2,5% от объема основы.
  2. До того как добавить сиккатив, смешиваем его с обезвоженным подсолнечным маслом в равных количествах.
  3. Как только снизилось пенообразование, начинаем доводить температуру нагрева до 280 градусов. При этом регулярно размешиваем состав на протяжении всего процесса варки (примерно 4 часа).

Пропитывание олифой

Способы пропитывания деревянного изделия:

  1. Обработка дерева горячим раствором. Пропитывание осуществляется в водной бане. Это способ хорош для обработки небольших по площади деталей. Кладем деревянное изделие в посуду с горячей олифой на 4-8 часов. Затем в течение 4-6 дней дожидаемся полного высыхания поверхности. Обратите внимание: если смешать с олифой свинцовый сурик (3-4% от общего объема), качество пропитывания значительно повысится, а поверхность высохнет всего за 2-3 дня.
  2. Обработка раствором масла и керосина. Объединяем компоненты в соотношении 1 к 1. Допустимо использование как холодных ингредиентов, так и подогретых. Однако температура раствора скажется на скорости пропитывания: горячей олифой нужно обрабатывать поверхность всего 3 часа, а вот в случае, если состав холодный, понадобится 1-2 дня.
  3. Обработка раствором масла, парафина и скипидара. Для приготовления раствора понадобится 40% олифы, 8% скипидара и 52% парафина. Вначале растворяем парафин с помощью скипидара в водяной бане. Затем добавляем олифу и тщательно размешиваем состав. Наносим горячий раствор на древесину. Период высыхания составит от 2 до 3 суток.
  4. Обработка раствором масла и воска. Раствор готовится исходя из следующих пропорций: 85% олифы, 15% воска. Воск измельчаем и погружаем в горячую смесь. Срок высыхания поверхности составит в пределах 2-3 суток.

Олифование — ответственная работа, которая не заканчивается после обработки поверхности олифой. До того как продолжить манипуляции с древесиной, нужно дождаться полного высыхания покрытия. Показатель скорости высыхания зависит от нескольких обстоятельств, в числе которых: использованные компоненты раствора, количество сиккатива, тип древесины и другие факторы.

Быстрее всего сохнет олифа с сиккативами на основе полиметаллов. А вот монометаллические сиккативы не способствуют быстрому высыханию. Например, поверхность, обработанная олифой со свинцовым сиккативом, высохнет за 20 часов. Если свинец поменять на марганец, время высыхания сократится до 12 часов. Еще лучший показатель высыхаемости достигается при объединении свинца и марганца в полиметаллический сиккатив. В этом случае поверхность высохнет за 7-8 часов.

Немалое влияние на скорость высыхания оказывает влажность и температурные показатели воздуха. Олифа с сиккативом из кобальта высохнет в 1,5 раза быстрее при повышении температуры воздуха до 25 градусов.

В таких же условиях раствор с марганцевым сиккативом высыхает в 4 раза быстрее. Оптимальная влажность воздуха для высушивания поверхности — 65-70%.

Принцип действия

Если оставить растительные масла на воздухе, то под воздействием кислорода, тепла и света они сгущаются. В более тонком слое они подсыхают и превращаются в полутвёрдую смесь. Эта особенность присуща маслам, в состав которых входят жирные кислоты такие как, линолевые и линоленовые. Чем больше кислот, тем более высоким свойством засыхания обладают масла. Количество жирных кислот в различных маслах неодинаково:

  • льняное – 80%;
  • конопляное – 70%;
  • подсолнечное, маковое, ореховое – от 30 до 50%;
  • оливковое – 40%.

Масла минерального характера не содержат жирных кислот, поэтому не имеют свойств высыхания на открытом воздухе.

Растительные масла в натуральном виде окисляются очень медленно, хотя в некоторых присутствует большое содержание линолевой кислоты. Для укорочения времени засыхания масла, их обрабатывают и добавляют в состав соединение металлов – сиккативы. Соли металлов способствуют более быстрому высыханию. Таким образом, в зависимости от состава, олифа высыхает в течение 6–36 часов после нанесения и образует твёрдую плёнку на поверхности. Чаще всего современные растворы сохнут в течение суток.

Олифа: технические характеристики видов

На сегодня существует несколько видов, которые различаются по составу и области применения. Рассмотрим в отдельности каждый из видов.

Натуральная

Данную разновидность относят к более экологически чистому и безопасному виду для здоровья человека. Сиккатив, входящий в состав, содержится в небольшом количестве, поэтому время засыхания будет чуть больше, чем у других видов. Натуральная олифа светло-жёлтого цвета, без потусторонних примесей в виде осадка на дне тары.

По действующему ГОСТу этот вид должен отвечать следующим техническим характеристикам:

  • соотношение сиккативов к маслам — 3:97%;
  • отсутствие неприятного резкого запаха;
  • качественная олифа засыхает при температуре в 20–22 градуса;
  • полное высыхание происходит через сутки;
  • плотность продукта – 0,94–0,95 гр/м. куб.;
  • кислотность не должна превышать 5 мг/КОН;
  • фосфорсодержащие элементы не превышать 0,015%.

Используют натуральную олифу при покраске деревянных каркасов различной мебели. Состав позволяет не осуществлять дальнейшую обработку материала лаком или краской. При пропитке, дерево не теряет своих декоративных качеств.

Полунатуральная (оксоль)

В состав входят натуральные масла, которые содержатся в меньшем количестве. Обычно – это 55% от всего объёма. Разводят основу растворителем и стандартными сиккативами. Оксоль относится к более низкой ценовой категории, чем другие.

Оксоль принято маркировать, так в строительных магазинах можно приобрести следующие марки:

  • маркировка В – можно использовать в качестве добавки к лакокрасочным материалам для наружных малярных работ;
  • марка ПВ – для приготовления шпатлевок;
  • марка СМ – разбавляют грунтовку для обработки стен, потолков.

Для обработки половых настилов из дерева оксоль не подходит, так как при постоянном механическом воздействии она будет разрушаться. А также содержащийся в большом количестве растворитель, придаёт резкий запах материалу. Специфический аромат долго не выветривается. Финишная обработка необходима, так как поверхность, обработанная оксолем, быстро изнашивается и портится.

Комбинированная

Этот вид получается путём окисления природных масел (полувысыхающих и высыхающих), например, льняное, касторовое, хлопковое. Отношение растворителя к маслам составляет 30:70%.

Комбинированная олифа применяется достаточно редко для отделочных работ. В основном её используют для изготовления красок (масляных). Марки этого масла:

  • К 2, К 4, К 12 — применяют для внутренних отделочных работ;
  • К 3, К 5 – применяют для внешних работ, например, для обработки бетонных фасадов, цокольных частей.

Распространение получили марки К3 и К2. В состав этих олиф входят растворитель, небольшая часть сиккативов и масла. Жидкость прозрачная и имеет небольшой оттенок. Слой покрытия подсыхает в течение суток. К3 достаточно скоро создаёт плотную плёнку. Поэтому для получения ровного покрытия, работать с ней надо быстро.

Комбинированную олифу чаще всего применяют для покрытия небольших деталей из дерева. Для этого масляные краски доводятся ей до нужной консистенции. Марка К2 имеет более тёмный оттенок и предназначена для обработки потолков и стен.

Синтетическая

Главное отличие от других видов – это замена растительных масел синтетическими маслами. Для этого типа нет характеристик по ГОСТу. Все нормы соотношений веществ регулируются ТУ нормами. Обычно такие олифы не по ГОСТу стоят дёшево, соответственно и качество намного ниже других видов. Защитные и водоотталкивающие свойства очень низкие.

Такое покрытие быстро приходит в негодность под внешними воздействиями. Синтетическое масло имеет очень резкий химический запах, поэтому применение их в помещении крайне нежелательно. Это масло может нанести серьёзный вред здоровью. В основном её используют для изготовления шпаклёвочных и штукатурных смесей.

Выделяют две исключительные разновидности синтетической олифы:

  • пентафталевая;
  • глифталевая.

Производят их на основе переработки природных масел и различных смол. Краски, разбавленные этой олифой, образуют плотный и ровный слой. Прочность покрытия превосходит натуральные и полунатуральные олифы.

Композиционные

В состав входят натуральные оксидированные масла и бензин, разбавленный лаком (канифольным). Масло может быть как одно, так и несколько. В основном добавляют рапсовое, кукурузное, хлопковое масло.

Масляно-каучуковая олифа самая используемая в работе. У этого вида существует две марки, которые отличаются друг от друга составом:

  • К1 на основе каучука. Применяется для малярных работ как внутри помещение, так и вовне;
  • МК-2 используют как грунтовку. Им обрабатывают поверхность перед непосредственным нанесением краски.

Дополнительная информация

Для обработки деревянных поверхностей можно использовать все виды масел. Особо следует обратить внимание на место применения — олифа для наружных работ или для внутренних.

Расход

При обработке деревянных поверхностей олифой, выделяют следующие этапы работы:

  1. Подготовительная работа. Заключается в приготовлении поверхности к нанесению олифы. Её следует очистить рукой от грязи и пыли, обезжирить и удалить возможную влагу.
  2. Нанесение. Для нанесения лучше всего подойдёт кисть с более мягкой щетиной. Если объём работы большой, то применяется валик. Масло наносят обильно, так волокна дерева хорошо пропитаются. Если требуется глубокая пропитка, то используют горячую олифу. Для обработки одного квадратного метра материала потребуется 130 мл олифы. Обычно хватает 2–3 слоя, но всё зависит от нужного конечного результата.
  3. Сушка. Нормальная температура для высыхания составляет 20 градусов. При этом желательно полное отсутствие сквозняков в помещении. В среднем, древесина, обработанная олифой, высыхает в течение 24 часов.

Краски и эмали часто очень густые по консистенции, поэтому покраска поверхности ими бывает затруднительна. В таких случаях краску разводят олифой. Её добавляют до тех пор, пока не получится нужная густота. Таким образом, этот метод позволяет понизить расход краски и сэкономить.

Выбор олифы

При покупке олифы надо быть внимательным. Следует обратить пристальное внимание на цвет олифы и упаковку. На этикетке должен быть указан состав, номер ГОСТа или ТУ продукта. ГОСТ указывает на стандарты государственного уровня. Желательно проверить сертификат соответствия и гигиенический сертификат. На упаковке обязательно отмечено место и дата производства, инструкция по применению.

Качественный продукт не имеет внешних механических повреждений тары и не содержит осадка. Запах продукта, чем слабее, тем лучше.

Часто при деревообработке используют вареное льняное масло (олифу). За счет каких свойств этот продукт снискал популярность и почему сырое масло не используется так же активно? Разберем все за и против.

Сходства

И вареное, и сырое масло придают древесине одно очень важное свойство – устойчивость к механическим повреждениям. А также защищают ее от плесени, гнили и бактерий плюс придают красивый с точки зрения эстетики вид.

Все эти свойства достигаются за счет глубокого проникновения масла в поры древесины. Правда, глубина проникновения сырого масла зависит от структуры волокон древесины и качества его предварительной отшлифовки.

Перед использованием масла в любом случае нужно проверить, как древесина отреагирует на покрытие: обработать небольшой участок и дождаться полного высыхания (обычно для этого потребуется от 24 до 72 часов). Способ нанесения для обоих масел один и тот же.

Есть при всех прелестях у этого натурального продукта и недостаток – масло долго сохнет – до 3 недель. Но здесь производители нашли выход: выпускают вареное льняное масло с сиккативами и специальные составы с сырым маслом, которые содержат присадки, ускоряющие сушку.

Олифа обычно сохнет быстрее, чем сырое льняное масло, но наличие присадок в последнем сводит разницу к минимуму

После того, как любое из масел пропитало древесину, требуется удалить остаточный слой (супернатант).

Вареное масло

Подробности Категория: В Просмотров: 1657

ВАРЕНОЕ МАСЛО, продукт конденсации и окисления жидкого жира, получаемый из него путем нагревания. Термин вареное масло в настоящее время устарел ввиду разнообразия процессов, применяемых в производстве ряда родственных между собой продуктов, аналогичных прежнему вареному маслу, но пока он сохранен. Различие продуктов, охватываемых термином вареное масло, обусловлено как выбором исходного сырья, так и условиями процесса его переработки: температурой и длительностью нагрева, содержанием участвующего в процессе кислорода, присутствием катализаторов и т. д. Соответственно этим различиям ведется и классификация вареного масла. Исходным сырьем для вареного масла являются: 1) растительные масла — жидкие глицериновые эстеры (сложные эфиры) и 2) животные жиры — жидкие глицериновые эстеры. К первой группе принадлежат: а) высыхающие масла — перилловое, льняное, древесное, ореховое, конопляное, маковое, подсолнечное; б) полувысыхающие — кунжутное, немецкое кунжутное, бобовое, хлопковое, репейное; в) не высыхающие — касторовое. Ко второй группе — ворвань.

Вышеперечисленные исходные материалы состоят гл. обр. из кислот жирного ряда, причем большая часть их относится к числу ненасыщенных, с одной двойной связью, типа СnН2n-2О2 (например, олеиновая кислота С17Н33∙СООН), с двумя — типа СnH2n-4О2 (например, линолевая кислота С17Н31∙СООН), с тремя — типа СnH2n-6О2 (например, линоленовая и изолиноленовая кислоты С17Н29∙СООН) и даже с четырьмя двойными связями типа СnH2n-8О2 (например, клупанодоновая кислота С17Н27∙СООН). Так, например, по Фариону, льняное масло, главный исходный материал для вареного масла, содержит: олеиновой кислоты 15—20%, линолевой 25—35%, линоленовой 35—45%, тогда как глицеринового остатка С3Н5 содержится 4—5%, неомыляемых веществ 0,5— 2,0% и насыщенных жирных кислот 8—9%. Состав льняного масла, по Эйбнеру (1923 г.), при йодном числе 173,8, таков: α-линоленовой кислоты 20,1%, изолиноленовой кислоты 2,7%, α-линолевой кислоты 17,0%, β-линолевой кислоты 41,8%, олеиновой кислоты 4,0%, оксикислот 0,5%, глицеринового остатка 4,1%, насыщенных кислот 8,3%, фитостерина 1%. Большое число наличных двойных связей, с соответственно большим йодным числом, обусловливает типичную функцию исходного вещества как материала для вареного масла, так как при длительном нагревании двойные связи ведут к реакциям, дающим полезные свойства вареного масла. Поэтому качество материала в значительной мере характеризуется величиной йодного числа.

Полимеризованные, или вареные, в узком смысле, масла получаются длительным нагреванием жидких жиров без катализаторов и без доступа воздуха, причем удаление летучих веществ иногда обеспечивается струей индифферентного газа. Температура при этой варке доводится до 250—300°. Испытание степени нагревания производится на практике птичьим пером, бородка которого опаляется в масле, если нагрев масла достаточен. Химические явления при варке до загустения еще не выяснены в подробностях. Общий же ход процесса состоит в следующем. Сперва (около 130°) удаляются следы воды, содержавшейся в масле (так называемая температура кипения масла), и обесцвечиваются красящие вещества. Затем масло начинает густеть, постепенно увеличивая свою вязкость, плотность и преломляющую способность, причем возрастает содержание свободных кислот и, при доступе воздуха, окси-кислот. Напротив, способность к высыханию масла и окисляемость, характеризуемые кислородным числом, т. е. процентом кислорода, поглощаемого при просыхании тонкого масляного слоя, прогрессивно понижаются; соответственно с этим понижается (сперва быстро, затем медленно) йодное число, а гексабромное число (процент выхода нерастворимых бромопроизводных при прямом бромировании масла) падает даже до 0. Процесс варки доводится до сообщения маслу желаемой густоты (включительно даже до эбонитоподобного твердого состояния), отвечающей техническим условиям данного сорта вареного масла; иногда процесс варки ускоряется зажиганием паров масла, что дает жженое масло, жженую олифу. Понижение йодного числа и окисляемости указывает на уменьшение числа двойных связей; но т. к. понижение йодного числа не пропорционально повышению содержания оксикислот, то признается вероятным, что процесс варки подводится под схему взаимного соединения по месту двойных связей:

т. е. как конденсация или полимеризация; отсюда название этого рода вареных масел «полимеризованные». Процессу уплотнения варкой подвергаются в промышленном размере растительные масла: льняное, древесное и касторовое, а также ворвань.

Наибольшее значение пока получило полимеризованное льняное масло, в зависимости от степени густоты носящее название жидкой типографской олифы, штандоля (Standol) и диколя (Dickol). Последовательный ход изменений некоторых характерных чисел масла при варке представлен в табл. 1 (по Бирну).

Льняное масло м. б. доведено до удельного веса 0,9912 (жженая олифа, по Грюну) и даже превзойти 1. Все продукты полимеризации обладают светлым цветом и зеленой флуоресценцией, ослабевающей по мере загустевания масла; зажигание же паров ведет к темному цвету продуктов. Полимеризованные льняные масла только отчасти растворимы в спирте (в двадцатикратном количестве спирта растворяется лишь 20%) и характеризуются большей преломляющей способностью, нежели продукты и масла той же консистенции, и значительно большей вязкостью; характерная особенность полимеризованных масел — их способность растягиваться в упругие нити, в отличие от масел окисленных. Полимеризованные масла находят себе применение в производстве типографской (штандоль) и литографской (диколь) красок, пластических масс, т. н. искусственного дерева. Их разбавляют (а также фальсифицируют) смолой, смоляными и минеральными маслами, сикативами, терпентином и уплотнителями. Т. н. композиционные олифы, со смолистыми добавками, — ниже по качеству; точно также в полиграфическом применении вредна добавка сикативов, влекущая за собою трудную очистку литер от присохшей краски. Примесь минерального масла в этом случае, по-видимому, менее вредна. Олифы для печатания газет могут содержать примеси пека — стеаринового, нефтяного и т. д.

Полимеризованное древесное масло (тунговое, китайское) представляет аморфную, студенеобразную, режущуюся или еще более тягучую массу, не плавящуюся еще при 200°, растворимую в обычных растворителях жиров лишь отчасти, а в уксусной кислоте при нагреве — сполна; в процессе полимеризации свойства древесного масла менее отклоняются от первоначальных исходного материала, нежели это бывает у масла льняного. На рынок полимеризованное древесное масло не поступает; оно готовится, в случае надобности, на месте.

Касторовое масло полимеризуется при 300°, причем происходит отчасти расщепление глицерида рицинолевой кислоты (С17Н33О∙СООН), отчасти — распадение ее на энантолевую (С6Н13∙СООН) и ундециленовую (С10Н19∙СООН), которые частью отгоняются, частью же подвергаются полимеризации и конденсации. Продукт варки отличается своеобразным свойством смешиваемости с минеральными маслами при почти полной нерастворимости в абсолютном спирте и 90% уксусной кислоте. Полимеризованное касторовое масло характеризуется особым запахом энантоля (гептилальдегид С6Н13∙СОН) и октилалкоголя (С7Н15∙СН2ОН) и отличается от штандолей относительно высоким ацетильным числом, а от продутых масел — более низким числом омыления и отсутствием летучих кислот. Как пример здесь приводятся характерные числа одного из рыночных продуктов: удельный вес 0,9505; число омыления 191,8; йодное число 101,0; ацетильное число 67,4. При быстром нагревании касторового масла до 360° получается вязкий остаток (90—95%), имеющий рыночное название флорицина, флорициноля (или дерициноля) и представляющий собой ангидрид триундециленовой кислоты. Этот продукт эмульгируется при обыкновенной температуре в любой пропорции с минеральными маслами, керосином, церезином, вазелином и сырым касторовым маслом. Флорицин способен также удерживать большое количество воды даже в присутствии минеральных масел и потому идет на составление вязких смазочных масел, консистентных жиров, воднорастворимых масел, аппретурных масел, кожного жира, мазей для лечебных и косметических целей. Флорицин поступает на рынок как: 1) сырое флорициновое масло, 2) чистое масло, почти свободное от кислот, 3) медицинский дерициноль (Ol. Dericini medicinale) для инъекций (например, при туберкулезе), для смеси с эфирными маслами, и т. д. Характерные числа флорицина, сравнительно с сырым касторовым маслом, по Фендлеру, приведены в табл. 2.

Ворвань подвергается полимеризации обычно в струе индифферентного газа. При этом клупанодоновая кислота и, вероятно, также и другие ненасыщенные кислоты полимеризуются; жиры частично расщепляются, а акролеин, летучие кислоты и другие пахучие вещества отгоняются, так что продукт полимеризации получается без запаха (дезодорация). Очень темная ворвань д. б. отбелена, например, фуллеровой землей. Характерные числа продуктов ворвани, по Маркуссону и Губеру, показаны в таблице 3.

Ворваневые продукты отличаются от продутых масел и полимеризованного касторового масла своей малой растворимостью в спирте и полной растворимостью их жирных кислот в петролейном эфире, а от штандолей полимеризованного древесного масла — присутствием холестерина. Водная эмульсия окисленной ворвани с содой и салом применяется при выделке кожи (на ожирнение ее).

Продутые масла. Продувке без сикативов подвергаются главным обр. масла: рапсовое (масло капустного семени, масло кользы) и хлопковое. Процесс ведется при 70—120° и вызывает превращение части ненасыщенных кислот в соответственные оксикислоты, нерастворимые в бензине, тогда как другая часть ненасыщенных кислот распадается на летучие кислоты меньшего молекулярного веса; кроме того, происходит полимеризация и образование лактонов. Вязкость, удельные веса, числа: Рейхерта-Мейсля, омыления и ацетильное возрастают с продолжительностью и температурой продувки, тогда как йодное число убывает. Изменения, происходящие в масле при продувке, характеризуются, по Левковичу, данными, сведенными в таблице 4.

В продутом льняном масле содержание нерастворимых оксикислот состава С18Н30О4 и С18Н30О6 доходит до 44%, тогда как продувка подсолнечного масла при 95—100° и даже при 160° нерастворимых в петролейном эфире кислот не дает (Г. С. Петров и А. И. Данилович), так что подсолнечное масло оказывается превосходящим другие по стойкости. Продукты продувания рапсового масла растворимы в смазочных минеральных маслах, и для увеличения их вязкости применяют компаундирование (так наз. морские масла). Рыночные названия продутых рапсовых масел: растворимое касторовое масло, Blown Oil, Thickened Oil и т. д. Если имеется уже готовая смесь минерального масла с продутым, то иногда важно уметь определить исходный материал, из которого получено продутое масло. Это делается по йодному числу I исходного материала, которое вычисляется по йодному числу продутого масла i из соотношения;

где d — удельный вес масла продутого; этот же последний вычисляется из соотношения:

где D — удельный вес смеси, δ — удельный вес минерального масла, входящего в смесь, q — % содержания этого последнего, а р — % содержания продутого масла.

Олифы. Вышеописанные процессы получения вареного масла имеют главной целью повысить вязкость масла и понизить его окисляемость; напротив, применение вареного масла для образования твердых, эластичных и непроницаемых пленок (лаки, краски, наводки) или упругих непроницаемых вяжущих веществ (пропитки, суррогаты каучука, линолеум, пластические массы и т. д.) требует гл. обр. достаточно быстрого отвердевания (высыхания) вареного масла, связанного с большими кислородными числами, причем слишком большая вязкость во многих случаях м. б. даже вредной. Переработка масел приспособительно к указываемой функции достигается смешиванием их при сравнительно низкой температуре или даже при комнатной с катализаторами, переносящими кислород и потому ускоряющими высыхание масла. Эти сушащие катализаторы, сикативы, ведут к образованию особого разряда вареных масел, называемых в собственном смысле олифами.

Как сделать олифу классическую в домашних условиях? Какие есть особенности?

Если наши предки самостоятельно изготавливали олифу, то при желании и необходимости каждый может ее приготовить. Олифа изначально носила название «вареное масло». Ею пропитывали, покрывали деревянные изделия, защищая от влаги, гниения и древесных вредителей. Но не всякое растительное масло подходит для изготовления олифы из нее. Нужно выбирать то масло, которое содержит наибольший процент линолевой и линоленовой кислот, это: льняное (80%) и конопляное (70%). Подсолнечное масло содержит меньше 50% этих кислот, но из нее тоже готовят олифу, она по цвету получается светлым, нежным.

И конечно, делать олифу не стоит на собственной кухне. Готовят ее на костре на свежем воздухе, подальше от строений, чтобы рядом не находились дети, животные. Масло при высокой температуре может воспламениться, варить ее в большой по объему посуде, заполняя ее на 3/6 части.

Масло наливают в железную емкость и нагревают на медленном огне. При температуре нагрева льняного масла до 110 градусов, начинается выделение воды, она должна сначала полностью испариться, поэтому температуру поддерживать до 160 градусов, не выше. Масло при этой температуре томится на костре не менее четырех часов.

Когда перестала образовываться пена, значит вода из масла полностью испарилась. Аккуратно отлить немного масла в другую посуду, охладить и затем ввести сиккатив, тщательно растереть и ввести в общий котел с горячим маслом. Сиккатив добавляется из расчета 30-40 грамм на 1 литр масла. При введении сиккатива нужно соблюдать безопасность, потому что образуется много пены, добавлять максимально осторожно и не спеша. Смесь должна еще несколько минут провариться на огне, а затем только снять и оставить охлаждаться.

Олифа считается хорошей и правильно сваренной, если ее капнут на стекло и эта капля в течении суток высохла.

Присадки (сиккатив) вводятся в масло для быстрого высыхания олифы. Сиккатив можно приготовить из канифоли и перекиси марганца, в соотношении 100:5. Сначала канифоль расплавить в емкости при температуре 150 градусов, и в нее добавить маленькими частями перекиси марганца. Смесь тоже сильно пенится, вот поэтому перекись вводить по мере убывания пены. Затем температура повышается до 200 градусов и сиккатив варится в течении трех часов.

Создание уютного домашнего интерьера лежит в основе любого жилищного строительства, а работа с деревом является его неотъемлемой составляющей. Это особый вид отделки, требующий определенных знаний и навыков. Обработка дерева включает не только шлифовку и декорирование, но и защиту природного материала. Олифа способна не только уберечь дерево от порчи паразитами, но и придать ему неповторимую «теплоту», создав идеальный домашний интерьер.

Натуральная олифа служит для разведения густых масляных красок для внутренней отделки помещения. Ей пропитывают деревянные поверхности для защиты от внешних факторов. Также олифа играет роль штукатурки перед обработкой дерева масляными красками. Качественная олифа хороша, как для внутренних, так и для внешних работ.

Как приготовить олифу

Олифу можно свободно купить в строительном магазине. Но огромный выбор часто вводит в заблуждение и заставляет теряться в догадках, какой товар качественнее. Воспользовавшись несложными инструкциями, можно сделать олифу своими руками на собственной кухне. В этом случае вы будете уверены в натуральности всех ингредиентов, а следовательно – в качестве самой олифы.

Раньше олифу изготавливали при помощи варки и использовали для этого исключительно льняное масло.

Для приготовления классической олифы понадобится:

• любой металлический сосуд (тарелка, тазик, ковшик, кастрюля);

• нагревательный прибор (керосинка, газовая или электрическая плита);

• льняное масло;

• канифоль;

• перекись марганца;

• перчатки;

• респиратор.

Во время приготовления льняной олифы следует помнить, что масло может воспламениться, поэтому не стоит наливать его слишком много – достаточно 3/6 от общего объема.

Налейте масло в железную емкость и нагрейте на медленном огне. Сперва будет видно, как масло выделило воду. Это происходит, когда его температура не достигла 110 градусов. После этого вода начинает испаряться. Следите, чтобы температура нагрева не превышала 160 градусов.

Льняное масло должно томиться на медленном огне при температуре не выше 160С около 4 часов. Когда вся вода испарится и перестанет образовываться пена, можно добавлять сиккатив из расчета 30-40 г/1 л масла. При введении сиккатива образуется много пены, поэтому делать это надо максимально медленно и осторожно. После этого поварить смесь несколько минут на слабом огне и оставить охлаждаться при комнатной температуре.

Сиккатив или резинат марганца – это особе вспомогательное вещество, которое способствует скорейшему высыханию олифы. Он также присутствует и в масляных красках, выполняя ту же функцию.

Чтобы приготовить сиккатив, необходимо смешать канифоль и перекиси марганца из расчета 100:5. Сперва 100 частей канифоли надо расплавить в отдельной емкости при 150С, после чего постепенно добавить 5 частей марганцевой перекиси. Учтите, что смесь будет сильно пениться, поэтому каждую часть марганца следует добавлять по мере убывания пены. Когда все ингредиенты смешаны, увеличить температуру до 200С и варить 3 часа. Проверить готовность сиккатива можно, капнув им на стекло – если капля прозрачная, процесс завершен.

Такая олифа – прекрасная и общедоступная альтернатива льняному рецепту. Она так же, как и натуральная, оставляет упругую прочную пленку на поверхности и прекрасно защищает дерево. Единственное, цвет подсолнечной олифы будет гораздо светлее. Этим можно воспользоваться при дизайнерских хитростях во время создания уютного интерьера. Готовить такую олифу можно двумя методами – холодным и горячим. Во втором варианте пленка на дереве получается особо прочной.

Вне зависимости от метода приготовления, подсолнечное масло нужно подвергнуть термической обработке. Выведение воды из масла и окисление примесей в его составе являются неотъемлемой составляющей процесса варки олифы.

  1. Заполните железную емкость маслом на 3/5 объема и поставьте на медленный огонь.
  2. Когда температура достигнет 110-120 градусов, начнется выделение пены и обезвоживание.
  3. Греть масло, поддерживая температуру до 170 градусов 3-5 часов.
  4. Когда вода полностью испарится, увеличить температуру до 280С. Станет видно, как из него выделяются отчетливые темные хлопья.
  5. Остудить масло и процедить через фильтр (марля, войлок). Основа для приготовления олифы готова.

Полезный совет: чтобы проверить, разогрелось ли масло до 260-280С, опустите в него гусиное или голубиное перышко. Если его края заворачиваются и съеживаются, вы достигли необходимой температуры. Чтобы «укротить» обильно выступающую пену, влейте в железную емкость немножко готовой холодной олифы.

  • Холодный способ — нагреть масляную основу до 120-150С и, непрерывно помешивая, добавить сиккатив из расчета 5-8% от объема масла. Чтобы максимально обезопасить процесс, сперва лучше смешать сиккатив с равным количеством масляной основы, и только после этого добавить к основной массе. Если пена будет выделяться слишком обильно, уменьшить скорость введения сиккатива и усилить размешивание. Когда ингредиенты соединены, выключить огонь и остужать олифу при комнатной температуре.
  • Горячий способ — нагреть масляную основу до 170С и аккуратно ввести в нее сиккатив в расчете 1,5-2% от общей массы. Сиккатив необходимо предварительно растереть с равным количеством обезвоженного подсолнечного масла. Когда весь сиккатив добавлен, а пена больше не выделяется, нагреть смесь до 280С. Непрерывно помешивая будущую олифу, поддерживать температуру варки около 4х часов до получения нужной степени вязкости.

Пропитка олифой

Перед покраской какого-либо деревянного предмета или поверхности, необходимо в обязательном порядке провести предварительную обработку. Пропитка олифой нужна для того, чтобы защитить дерево от разрушения и обеспечить качественную основу для нанесения краски или лака.

Натуральная олифа придаст дереву теплый и естественный оттенок, который не утратится с годами. Особые качества смеси способны подчеркнуть каждое волокно природного материала и придать ему эффектный и выразительный вид. Благодаря высоким защитным качествам пленки, которая прочно покрывает поверхность, дерево не пострадает ни от паразитов (термитов, грибков, мышей), ни от случайных механических повреждений (царапины, пятна, вмятины).

Способы пропитки олифой:

  1. Горячей олифой – пропитка проводится в водяной бане и подходит для небольших предметов. Деревянную деталь опустить в емкость с горячей олифой, выдержать там от 3 до 8 часов и высушить в течение 4-6 суток. Если добавить в олифу 2-3% свинцового сурика, пропитка будет более высокого качества и высохнет гораздо быстрее – всего за 2-3 суток.
  2. Масляная олифа с керосином – смешать ингредиенты 1:1. Можно применять как в холодном, так и в горячем виде. Если использовать холодную олифу, то выдерживать дерево 1-2 дня, если горячую – около 3 часов. Высыхает за 2-3 суток.
  3. Олифа со скипидаром и парафином – смешать 10 частей олифы с 2мя частями скипидара и 16ю частями парафина. Парафин предварительно растворить в скипидаре, нагрев смесь на водяной бане. Ввести в олифу и перемешать. Покрыть горячей олифой дерево. Высыхание за 2-3 дня.
  4. Олифа с воском – на 10 частей олифы 1,5 частей воска. Воск измельчить (натереть) и добавить в горячую олифу. Высыхание за 2-3 дня.

Обработка олифой – очень ответственный процесс, который не заканчивается после нанесения ее на дерево. Прежде чем продолжать работу с поверхностью, необходимо выждать определенное время, пока сохнет олифа. Скорость высыхания напрямую зависит от качества исходных материалов, характера и количества сиккатива.

Олифа с полиметаллическими сиккативами высыхает гораздо быстрее, чем олифа, в составе которой присутствуют монометаллические сиккативы. К примеру, если добавить в натуральную льняную олифу марганцевый или свинцовый сиккатив, она высохнет за 12 или 20 часов соответственно. Если же добавить в нее марганцево-свинцовый сиккатив, скорость высыхания сократится до 7,5 часов.

Также на продолжительность высыхания в значительной степени влияет температура и влажность воздуха. Олифа с кобальтовым сиккативом сохнет в полтора раза быстрее, если повысить температуру до 25С. Марганцевый сиккатив при таких условиях высохнет в 4 раза быстрее. Влажность воздуха во всех случаях не должна превышать 70%.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *