Полезные ископаемые в Удмуртии

На территории западной части Западного Урала расположилась Удмуртская республика, обладающая площадью в 42 тысячи квадратных километров. Относительно равнинная местность, с высотами до 330 метров над уровнем моря, и особенности почв республики Удмуртия определили формирование запасов местных полезных ископаемых нерудного характера. В первую очередь это нефть, после чего следуют строительные материалы и торф.

Нефтедобыча на территории Удмуртии началась в конце 50-х годов прошлого века. За это время геолого-разведывательными партиями было обнаружено 115 месторождений, из которых около 35 процентов еще не начаты промышленной разработкой. В настоящее время все известные и используемые месторождения относятся к разряду мелких, запасы которых не превышают 1,5 миллионов тонн, за исключением Карсовайского месторождения (с запасами в 10 миллионов тонн). По подсчетам специалистов разведанные запасы «черного золота» составляют около 300 миллионов тонн, а еще около 200 миллионов остаются по прогнозам специалистов неразведанными в недрах республики. При ежегодном уровне добычи в 8 млн. тонн, имеющихся запасов хватит на 50-60 лет.

Второй по значимости отраслью добывающей промышленности региона является добыча строительных материалов и торфа. Всего известно 836 месторождений, из которых 483 приходятся на торфоразработки, а 353 на добычу строительных материалов. Геологи оценивают запасы торфа в Удмуртии на уровне 180 миллионов тонн, при ежегодной добыче не более 30-35 тысяч тонн. Запасы строительных материалов (кирпичных и керамзитовых глин, известняка, щебня и песка) составляют порядка 1,4 миллиарда кубических метров, которых при ежегодной добыче на уровне 3,5 миллионов кубометров должно хватить на несколько сот лет.

Полезные ископаемые в Удмуртии

В Удмуртии наиболее распространены месторождения нефти, каменного угля, торфа, различных строительных материалов (песок: стекольный, строительный, формовочный; гипс, известняк, глина, гравий), минеральные краски, минерализованные воды и грязи.

В республике открыто и разрабатывается большое количество месторождений нефти. Она находится на глубине 1000—1500 метров. Нефть в Удмуртии тяжелая, повышенной вязкости и относится к категории трудноизвлекаемой. Наибольшее количество месторождений нефти находится в центральных, юго-восточных и северо-восточных районах. Самые известные месторождения нефти: Чутырское (Игринский район), Кионгопское (Якшур-Бодьинский район), Мишкинское (Воткинский район). Выявлены также месторождения попутного и свободного газа.

Открыты месторождения каменного и бурого угля (южный и юго-восточные районы республики), но они находятся на большой глубине.

В республике разведано около 600 месторождений торфа. Особенно много его в долинах рек Кильмезь и Чепца.

Имеются месторождения минеральных красок: охры, черной, зеленой. Также в Удмуртии разведан редкий минерал волконскоит, из которого делаю зеленую краску.

Этот минерал был открыт в 1830 году и назван в честь героя Отечественной войны 1812года князя Волконского. Волконскоит имеет различные оттенки зеленого цвета – от светло-зеленого до темно-зеленого, почти черного. Краска высоко ценится художниками за присущее просвечивание (лессирование). Крупное месторождение Ухтимское (Кезский район).

В поверхностных слоях имеются гипсы, ангидриды, а также глины для производства кирпича, керамических изделий. Встречаются песчано-гравийные материалы для всех видов строительства.

Металлическими рудами республика бедна, к тому же у имеющихся – низкое качество. Встречаются железные, марганцевые, медные руды

Большое значение имеют минеральные воды. В Алнашском районе расположен курорт «Варзи-Ятчи». Здесь минеральные воды и лечебные грязи используются для оздоровления. Также имеются минеральные источники «Увинский» в санатории «Ува» и «Новоижевский» на территории санатория «Металлург».

Роснефть начала промышленную эксплуатацию Окуневского месторождения в ХМАО

Нижневартовское нефтегазодобывающее предприятие (ННП) приступило к промышленной эксплуатации Окуневского месторождения, доказанные запасы которого составляют 2,9 млн т нефти.

Об этом 29 декабря 2016 г сообщает Роснефть.

Сегодня на месторождении идет добыча из 1й скважины, суточный дебит которой составляет 26 т.

Планируется, что в 2017 г суммарная суточная добыча достигнет более 500 т нефти.

В настоящее время на Окуневском участке ведется строительство инфраструктурных объектов, необходимых для увеличения объемов добычи и транспортировки сырья.

В стадии завершения находится напорный нефтепровод протяженностью 10 км, который свяжет Окуневское месторождение с ближайшим ЦПС на Хохряковском месторождении.

Пока же добываемая нефть вывозится с месторождения автотранспортом.

Технологическая схема разработки месторождения также предполагает бурение 40 эксплуатационных скважин, строительство дорог и объектов энергетики.

Месторождение находится в районе с развитой инфраструктурой, граничит с разрабатываемыми участками самого крупного нефтепромысла ННП (УНП-1), что позволит получить максимальный синергетический эффект при разработке Окуневского месторождения.

Климат

Удмуртская Республика находится в зоне внутриконтинентального климата, для которого характерны жаркое лето и холодные многоснежные зимы.

Среднегодовая температура на территории республики колеблется от 1,0 до 2,5 °C. Самый тёплый месяц года — июль (+17,5-19 °C), самый холодный — январь (−14—15 °C). Максимальные температуры достигают +38—39 °C. Абсолютный минимум был зафиксирован 31 декабря 1978 года, когда температура опустилась ниже −50 °C. Период со среднесуточной температурой ниже 0 °C длится 160—175 дней, начинаясь в конце октября и заканчиваясь в начале апреля.

Среднегодовое количество осадков составляет 500—600 мм. В тёплый период (выше 0 °C) выпадает 65—75 % годовой суммы осадков. Максимум осадков приходится на июль (62—74 мм), минимум — на февраль (24—32 мм). Больше всего увлажняется осадками северо-восточная часть республики, меньше всего — юго-западая. Вегетационный период длится около 150 дней.

Устойчивый снежный покров образуется в начале-середине ноября, самое позднее — в начале декабря. Максимальной величины его высота достигает в середине марта, в среднем — 50—60 см. Средняя продолжительность залегания снежного покрова составляет 160—175 дней.

Полезные ископаемые

Нефть

Основным ресурсом недр республики является нефть. Разведанные промышленные запасы нефти составляют приблизительно 300 млн тонн, при ежегодной добыче в 10 млн тонн. Всего государственным балансом учтены 114 месторождений нефти, 72 из которых находятся в разработке, а 32 подготовлены для промышленного освоения. Крупнейшие месторождения — Чутырско-Киенгопское, Мишкинское, Гремихинское, Ельниковское, Вятское, Карсовайское.

Удмуртская Республика относится к Волго-Уральской нефтегазоносной провинции. Нефтепоисковые работы на её территории были начаты в 1945 году, а первые нефтепромыслы появились в 1969 году. В настоящее время все крупные месторождения разрабатываются уже десятки лет и находятся в стадии падающей добычи.

Торф

На территории Удмуртской Республики выявлено и учтено 619 месторождений торфа общим запасом 204,7 млн тонн. Выделяются 4 основные зоны добычи торфа:

  • Бассейн Чепцы (Ярский, Глазовский, Балезинский, Кезский, Юкаменский, Дебёсский, Красногорский, Игринский и Шарканский районы), крупнейшее месторождение — Дзякино;
  • Бассейн Кильмези (Селтинский, Сюмсинский, Вавожский и Увинский районы), крупнейшие месторождения — Нюрдор-Котья, Орловское, Чибьяшур;
  • Прикамская низменность (Завьяловский, Воткинский, Сарапульский, Киясовский, Камбарский, Каракулинский районы);
  • Юго-западная равнинная часть Удмуртской Республики, крупнейшее месторождение — Карамбай-Пычасское.

Уголь

В республике разведаны месторождения бурых и каменных углей. Главные угленосные районы — Казаковский (в Алнашском районе) и Камбарский, угленосные пласты которых залегают на глубине 1000—1500 м. Крупнейшее месторождение — Голюшурминское.

Твёрдые нерудные ПИ

В недрах республики имеются также промышленные запасы известняка, доломитов, строительного песка и щебня, глины для производства кирпича, строительного камня, песчано-гравийной смеси.

На начало 2009 года территориальным балансом запасов нерудных полезных ископаемых Удмуртской Республики учитывается 369 месторождений и 87 проявлений полезных ископаемых, в том числе 433 участка — строительных материалов.

Гидрография

Река Чепца в городской черте Глазова

Территория Удмуртии относится к бассейну Кама и имеет густую, хорошо развитую речную сеть. Общая протяжённость всех рек республики составляет приблизительно 30 тыс. км.

Обе крупнейшие реки Удмуртской Республики — Кама и Вятка — имеют истоки на севере республики, но через несколько километров покидают её территорию. Пройдя сотни километров обе реки возвращаются в Удмуртию — на юго-востоке и юго-западе соответственно.

Большинство рек Удмуртской Республики имеет длину до 10 км. — их количество превышает 7000. Количество малых рек (длиной от 10 до 100 км.) составляет 368, а средних (от 100 до 500 км.) и крупных (более 500 км.) — 17. Крупнейшие реки:

Название реки Длина (км) Площадь бассейна (км²) Устье
Кама 2032 522000 Волга
Вятка 1370 129000 Кама
Чепца 501 20400 Вятка
Кильмезь 270 17240 Вятка
Иж 270 8510 Кама
Сива 206 4870 Кама
Вала 196 7360 Кильмезь

У рек Удмуртской Республики преобладает снеговое питание. Среднее время установления ледостава — середина-конец ноября, вскрытия — середина-конец апреля. Половодье начинается приблизительно в середине апреля и продолжается от 1 месяца (малые реки) до 40-45 дней (крупные реки). Из рек судоходны только Кама и Вятка.

Более 600 прудов насчитывается на территории республики, из них самые крупные — Ижевский, Воткинский, Камбарский и Пудемский. С юго-востока и юга Удмуртия омывается Воткинским и Нижнекамским водохранилищами, образованными на реке Кама в результате строительства плотин ГЭС.

Важную роль играют подземные водные источники, благодаря большому количеству которых Удмуртская Республика получила неофициальное название «Родниковый край». Ежегодно из них извлекается более 60 млн м³ для хозяйственно-питьевых, технических и сельскохозяйственных нужд.

Многие подземные водные источники Удмуртской Республики обладают минеральными качествами и используются в лечебно-оздоровительных учреждениях и разливается в бутылки. Наиболее значимые минеральные источники — Варзи-Ятчинский (сульфато-кальциевые воды), Ново-Ижевский, Кизнерский и Увинский (йодо-бромистые воды).

Полезные ископаемые Удмуртии

Недра Удмуртии богаты горючими полезными ископаемыми, в меньшей степени – строительными материалами, химическим сырьем и бедны рудами.

Горючие. Девонская нефть (Архангельское, Областновское м/р) содержит >50% светлых фракций бензинового ряда и отличается неболльшим удельным весом (т.е. пригодна для производства бензина). Карбоновая нефть разведана во многих месторождениях (Вятское, Тарасовское, Чутырско-Киенгопское, Мишкинское, Гремихинское и др.). Она высокопарафинистая, сернистая, содержит мало легких фракций (до 15%), поэтому отличается значительным удельным весом, приближающийся к удельному весу воды. Вследствие худшего качества в основном применяется для производства ГСМ (мазута).

Природные и попутные нефтяные газы, а также газы нефтепереработки можно использовать как высококалорийное и дешевое топливо, сырье для химической промышленности, для газификации предприятий и коммунального хозяйства. Однако практически весь газ сжигается на НСП, т.к. считается экономически невыгодным его использование (газопроводы, очистка, компрессорные установки). По этой причине до сих пор газ в республике получают от магистральных газопроводов из Западной Сибири.

Каменный уголь (Прикамский бассейн) обнаружен в Алнашском, Каракулинском и Сарапульском районах по правому берегу Камы. Угольные толщи лимнического происхождения, мощностью 20-40м, общими запасами в 30 млрд. т. Но глубина их залегания значительна (1000-1400м), месторождения до сих пор не оконтурены и детально не изучены, поэтому активно не используются (либо шахтным способом, либо подземной газификацией).

Бурый уголь (или горючие сланцы) имеется в Алнашском районе (Голюшурминское м/р) запасами в 40 млн. т., причем иногда выходит на дневную поверхность. Однако эти угли имеют высокую зольность, поэтому при длительном хранении и перевозке самовозгораются. По этой причине используется как местное энергетическое топливо и сырье для местной химической промышленности. Кроме того, зола углей отличается большой вязкостью и пригодна для производства цемента.

Важнейшим видом местного ископаемого топлива является торф. Было известно до 650 месторождений общими запасами около 940 млн. м3.По объему добычи Удмуртия занимала 2-ое место в Союзе после Эстонии. Основные торфяные болота сосредоточены в бассейнах Кильмези, Чепцы, Ижа и Лозы, из них 90% — низинные. Низинный торф имеет очень высокую зольность и низкую калорийность, поэтому используется в качестве удобрения. Верховые болота развиты на правобережье Кильмези; их торф имеет зольность 5-20%, высокую калорийность, применяется как топливо, удобрение, подстилка для скота.

Стройматериалы. Известняки добываются практически везде, за исключением западных районов. Они используются для получения извести, необходимой в строительстве, кожевенной промышленности, сельском хозяйстве как присадка удобрений; необработанный щебень – как строительный камень (нежно-голубой), бутовый камень в дорожном строительстве, флюс в металлургии и стекольном производстве. Особенно многочисленны его месторождения в Глазовском и Можгинском районах.

В центральных и северных районах встречаются мелоподобные мергели – хорошее сырье для изготовления искусственного мела, белил, как флюс и для известкования подзолистых почв.

Известковый туф известен в Глазовском, Воткинском и особенно в Завьяловском и Алнашском районах; используется аналогично.

Сырьем для производства цемента могут быть мергели, наиболее крупные запасы которых сосредоточены на Якшур-Бодьинском месторождении.

В южной половине республики (Можгинский, Алнашский, Сарапульский), а также в Селтинском и Увинском районах выявлены ангидриты и гипсы. Однако у поверхности они залегают только у с. Варзи-Ятчи (Р2kz). В остальных местах они встречаются значительно глубже, что затрудняет их добычу. Ангидрит и гипс могут использоваться для производства алебастра, цемента, штукатурки, плит, скульптур; а также в медицине, для производства серной кислоты.

Почти повсеместно имеются пески и песчаники. Кварцевые пески (SiO2 90-95%) используются при изготовлении стекла, бетона, силикатных и динасовых кирпичей, шлифовальных дисков (Факел, Можга, Валамаз). Формовочные пески (Чуровское месторождение) применяется в литейных цехах металлообрабатывающих заводов. В строительстве необходимы и балластные песчаники.

В северных и восточных районах много добывается гальки и гравия из Камы и пуговых холмов, используемые для строительства ж/д насыпей и шоссе, при изготовлении бетона в качестве наполнителя.

Глина и суглинки применяются для получения кирпича, черепицы, керамблока, керамзита и добываются во всех районах. Разведано до 50 месторождений общими запасами более 20 млн. м3, наиболее крупные из которых расположены вблизи городов.

Особенностью местных глин являются минеральные краски: охра (продукт конечного выветривания гидроокиси Fe) – Балезинский, Алнашский, Кизнерский районы; глина «пера», насыщенная органическим веществом; волконскоит (Открыт в 1830г. офицером русской армии А.П. Волковым и назван в честь участника Отечественной войны 1812г. князя П.М. Волконского. Отдельные находки известны в Югославии, Иордании, Италии, США.), используемый кроме зеленой краски для удаления накипи в котлах, т.е. как пермутит – Шарканский (Ново-Шарканское), Якшур-Бодьинский (Киенгопское), Балезинский (Ахмадиевское) и других районах востока и севера республики.

Руды. Территория Удмуртии бедна рудами. Железные руды (лимониты) имеются на северо-западе, особенно по правобережью Чепцы (продолжение Омутнинского месторождения Кировской области), но их качество низкое, хотя и залегают близко к поверхности. В настоящее время запасы лимонитов истощены. Многочисленные конкреции сидерита имеются на юго-востоке, вдоль Камы и Кырыкмаса, но промышленных залежей не образуют.

В Кезском и Якшур-Бодьинском районах выявлена марганцевая руда – пиролюзит, но месторождения не изучены.

В южных районах (Кизнерский, Алнашский) обнаружены и в XVIII веке использовались медные руды – медистые песчаники с рассеянным малахитом и халькозином.

Портал педагога

Конспект занятия по организации познавательно-

исследовательской деятельности в подготовительной группе

Тема: «Полезные ископаемые – Удмуртии».

Программное содержание:

Расширить представление о полезных ископаемых Удмуртии (торфе и глине), об их

свойствах. Познакомить со способами образования и добычи этих полезных

ископаемых.

Развивать способности к поисковой деятельности:

определять задачи, исходя из поставленной проблемы;

планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь

аргументировать свой выбор.

Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по

экспериментированию с объектами неживой природы.

Активизировать в речи слова: пластичность, структура, шахта, карьер, буровая

скважина.

Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые

качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).

Материал: посылка и письмо от Лесовичка, мешочки с торфом и глиной, коллекция

полезных ископаемых, «Уголок маленького исследователя» с карточками; материал для

экспериментирования на каждого ребенка: карточка-схема, мерная ложка, лупа, стаканчик

с водой, воронка, вата, тряпочки, поднос, цветные карандаши; видеофильм о добыче торфа

и глины; карта Удмуртской Республики с условными обозначениями местонахождения

торфа и глины; проектор и экран, мультимедийная презентация

Предварительная работа:

Наблюдение за неживой природой (глиной, песком).

Чтение детской энциклопедии «Все обо всем» сост. О.И. Перфильев

Рассматривание иллюстраций с изображением полезных ископаемых.

Рассматривание коллекции полезных ископаемых .

Занятия познавательного цикла «Полезные ископаемые»

Беседа о полезных ископаемых

Методы и приемы:

Словесные: беседа, вопросы, рассказ воспитателя, чтение энциклопедического

материала, указания, педагогическая оценка

Наглядные: рассматривание посылки, коллекции полезных ископаемых,

иллюстраций; просмотр видеофильмов

Практические: элементарные опыты, моделирование

План проведения занятия:

Постановка проблемы

Обсуждение проблемы, принятие задачи детьми

Совместная поисково-исследовательская деятельность педагога с детьми:

проведение опытов с торфом и глиной;

рассказ детей об образовании торфа и глины

просмотр видеофильмов о добыче торфа и глины

рассматривание карты Удмуртии, определение местонахождения торфа и глины

Постановка новой проблемы

Подведение итогов

Ход занятия

1. Постановка проблемы

В группу приходит почтальон и сообщает, что от Старичка — Лесовичка для маленьких

исследователей

в

научную

лабораторию

доставлена

посылка.

Дети

вместе

с

воспитателем проходят в научную лабораторию.

Воспитатель. Ребята, вот и посылка, о которой сообщил нам почтальон. Откроем ее и

посмотрим, что в ней находится. Вижу письмо, сейчас мы его прочитаем.

«Дорогие

ребята!

Вчера

я

получил

посылку

от

своего

друга,

хранителя

подземных

сокровищ, с запиской и интересными мешочками. Он пишет, что в мешочках находятся

природные богатства, которые он называет полезными ископаемыми. И он считает,

что эти полезные ископаемые мне, Лесовичку, могут пригодиться. Только я о них ничего

не знаю. Помогите мне узнать все об этих полезных ископаемых!

Буду очень вам за это благодарен.

Ваш Старичок-Лесовичок.»

II. Осуждение проблемы, принятие задачи

Воспитатель. Как же мы можем помочь Лесовичку?

Дети. Надо узнать, что за полезные ископаемые прислал Лесовичок и исследовать их.

III. Совместная поисково-исследовательская деятельность педагога с детьми

Воспитатель. Может

вы

уже

догадались,

что

это

за

полезные

ископаемые,

как

они

называются? (Педагог предлагает детям рассмотреть содержимое мешочков.)

Дети. Это торф и глина.

Воспитатель. А

не

ошиблись

ли

мы?

Как

можно

проверить

правильность

нашего

предположения?

Дети. Можно спросить у другого человека.

Можно посмотреть и сравнить полезные ископаемые с нашей коллекцией.

(Воспитатель вместе с детьми подходить к столу, на котором размещена коллекция

полезных ископаемых.)

Воспитатель. Какие полезные ископаемые есть в нашей коллекции?

Дети. Уголь, песок, глина, торф.

Воспитатель: Как вы думаете, какие полезные ископаемые похожи на те, что прислал нам

Лесовичок? (Дети сравнивают содержимое мешочков и содержимое коллекции, находят

в ней торф и глину, объясняют свой выбор.)

Воспитатель. Значит мы не ошиблись, это действительно торф и глина.

Воспитатель. С какой просьбой обратился к нам Лесовичок?

Дети. Он просит нас узнать все о торфе и глине.

Воспитатель. Мы можем теперь определить тему нашего исследования?

Дети. Темой нашего исследования будет торф и глина

Воспитатель. Тему мы определили, теперь мы можем начать работу

Условные обозначения работа с мимио приставкой

Воспитатель. Прежде чем начать работу давайте вспомним, что мы вообще знаем о

полезных ископаемых.

Дети.

Полезные ископаемые — это то, что человек добывает из земли и использует в

хозяйстве.

Они образовались из остатков растений и животных, из-за извержения вулканов.

Песок, уголь, нефть, газ — это полезные ископаемые.

Открытием полезных ископаемых занимаются геологи.

Способы добычи ископаемых: шахта, карьер, буровая скважина.

Полезные ископаемые используются как топливо, как материал для изготовления

разных предметов.

Воспитатель. Теперь подумайте и скажите, а что вы знаете о торфе и глине?

Дети. Из глины лепят. Торфом удобряют землю.

Воспитатель. П о с м о т р и т е н а м

н у ж н о

с о с т а в и т ь

с х е м у сегодняшнего

исследования (размещена

схема

исследовательской

деятельности) Подумав,

мы

определили, что мы будем исследовать ((Рисунок 1) карточка №1, верхний ряд).

Что нам еще предстоит сегодня узнать?

Дети:

Какими свойствами обладают торф и глина? ((Рисунок 1) карточка №2, верхний

ряд.)

Как они образовались? ((Рисунок 1) карточка №3, верхний ряд.)

Как добывают эти ископаемые? ((Рисунок 1) карточка №4, верхний ряд.)

Имеются

ли

эти

полезные

ископаемые

у

нас

в

Удмуртии

и

где? ((Рисунок

1) карточка № 5, верхний ряд.)

Как

Лесовичок

может

использовать

эти

полезные

ископаемые? ((Рисунок

1) карточка № 6, верхний ряд.)

Воспитатель. Где и как мы можем получить ответы на свои вопросы?

Ребенок. О свойствах мы узнаем, проделав опыт-эксперимент ((Рисунок 1) карточка № 8,

нижний ряд.)

Воспитатель. Об образовании этих полезных ископаемых, где мы узнаем?

Ребенок. Прочитав книгу (ребенок показывает на карточку № 9).

Воспитатель. О чем и где мы еще должны узнать?

Ребенок. Чтобы узнать о том, как их добывают нужно посмотреть фильм. (Показывает

карточку № 10, нижний ряд.)

Ребенок.

Воспитатель. Посмотрите на следующую карточку (показывает на карточку № 5), что

она означает?

Дети. Имеются ли эти полезные ископаемые у нас в Удмуртии и где?

Воспитатель. И где об этом мы можем узнать?

Дети. Рассмотрев карту Удмуртии.

Воспитатель. На какой вопрос нужно еще найти ответ? (Показывает карточку № 6.)

Дети. Нужно подумать, как Лесовичок может использовать эти полезные ископаемые?

(Карточка № 12.)

Воспитатель: Теперь, ребята, когда мы определили последовательность работы, начнем

нашу исследовательскую работу. О чем мы вначале должны узнать?

Дети. Мы должны узнать о свойствах торфа и глины.

Воспитатель: Посмотрите, какую карточку-помощницу мы для этого выбрали?

Дети: На карточке нарисована перчатка, значит, мы должны провести в лаборатории

опыты-эксперименты.

Воспитатель: Тогда

пройдем

в

нашу

лабораторию. (Дети

отбирают

необходимый

материал и проходят за столы, на которых лежат карточки-схемы опытов и цветные

карандаши.)

Воспитатель. Какие свойства торфа и глины мы будем исследовать?

Дети:

нужно

определить

цвет

торфа

и

глины,

структуру,

пластичность,

проверить

пропускают ли воду и узнать тонут они или нет)

(Дети называют порядок определения свойств, глядя на карточку-схему (Рисунок 2),

затем проводят исследования по одному из природных материалов, заполняя карточку-

схему.)

Карточка-схема для проведения опытов

Приложение 1.

Определи цвет

Определи структуру

Определи

пластичность

Пропускает ли воду

Тонет в воде или нет

Пропускает ли воду

Тонет в воде или нет

Опыты на выявление свойств торфа и глины.

Свойства

материала

Вывод

Опыт № 1

Определение

цвета

Дети рассматривают все

разновидности глины и торфа.

Глина бывает разного цвета: красного,

серого, белого, голубого.

Торф темно-коричневого цвета.

Опыт № 2

Определение

структуры

Дети рассматривают через

увеличительное стекло, из

чего состоят глина и торф.

Глина

состоит

из

мелких

частичек

слипшихся

друг

с

другом

(«тесно

взялись за руки»).

Торф

рыхлый,

состоит

из

мелких

частичек.

Опыт № 3

Определение

пластичности

Дети лепят шарики.

Сухая

глина

не

формуется,

влажная

хорошо формуется – пластичная.

Сухой торф не формуется, из сырого

торфа

изделия

формуют ся ,

н о

получаются

не

прочными

н е

пластичный.

Опыт № 4

Определить

пропускает ли

воду

Дети кладут в воронку вату,

насыпают сверху торф и глину

и наливают воду.

Глина

плохо

пропускает

воду,

часть

воды осталась сверху.

Торф хорошо пропускает воду.

Опыт № 5

Тонет – не

тонет

Дети погружают торф и глину

в стакан с водой.

Торф легкий, не тонет

Глина тяжелая, тонет.

По окончании работы каждая подгруппа делает презентацию своей работы.

Воспитатель. Ребята, проделав опыты-эксперименты, что нового вы узнали о свойствах

торфа и глины?

(Дети называют свойства торфа и глины, двое ребят делают вывод по проделанным

опытам.)

Ребенок 1. Глина бывает разного цвета: красная, белая, голубая, серая.

Глина состоит из мелких частичек слипшихся друг с другом. Влажная глина мягкая, из нее

можно лепить. Глина плохо пропускает воду.

Воспитатель. Сырая глина мягкая и пластичная, ей можно придать любую форму.

Ребенок 2. Торф темно-коричневого цвета, рыхлый, состоит из мелких частичек. Из

сырого торфа можно лепить, но изделия получаются не прочными. Через торф хорошо

проходит вода.

Воспитатель. Проделав опыты, мы теперь знаем, что торф и глина имеют разные

свойства.

Воспитатель. Переходим к следующему вопросу. Что и где мы должны узнать?

Дети. Как образовались торф и глина? Об этом нам расскажут – проекты детей

Воспитатель. Глина — одна из видов почв, которая образуется при разрушении камней и из

остатков растений. Она бывает разного цвета. (фильм

Торф образуется в болотах. Под слоем воды накапливаются остатки растений, которые не

сгнивают до конца, а спрессовываются в слои. фильм

(Воспитатель предлагает посмотреть на экран).

Воспитатель.На какой вопрос мы еще должны найти ответ?

Дети. Как добывают торф и глину? (дает детям возможность подумать.)

Воспитатель. Я думаю, что глину и торф добывают в шахте. Права ли я?

Дети. Нет, в шахте добывают полезные ископаемые, которые находятся на очень большой

глубине.

Воспитатель. Значит, их добывают с помощью бурения.

Дети. Нет,

таким

способом

добывают

только

жидкие

и

газообразные

полезные

ископаемые.

Воспитатель. Так как же добывают глину и торф?

Дети. В карьере. С помощью бульдозеров и экскаваторов.

Дети вместе с воспитателем рассматривают видеофильм о добыче глины фильм

Воспитатель.Просмотрев фильм, какой мы можем сделать вывод?

Дети. Глину добывают в карьере.

Воспитатель. А как же добывают торф?

Дети вместе с воспитателем рассматривают видеофильм о добыче торфа фильм

Воспитатель. Что вы узнали из фильма о добыче торфа?

(Воспитатель выслушивает ответы детей.)

Воспитатель. Правильно, торф добывают путем осушения болот. Для этой цели роют

каналы, по которым уходит вода. Затем территорию очищают от растений бульдозерами.

После очистки торф рыхлят и вывозят на торфоуборочных машинах.

Воспитатель. А как вы думаете, ребята, есть ли глина и торф в нашей местности?

Дети. Есть. Глину мы видели на склоне у леса. А торф должен быть, так как у нас есть

болота.

Воспитатель. Посмотрим на карту нашей республики

Воспитатель. Рассмотрите внимательно карту и определите, богата ли наша республика

торфом и глиной? (Выслушивает ответы детей.)

Воспитатель. Самые большие запасы торфа расположены

На территории Удмуртской Республики выявлено и учтено 619 месторождений торфа

общим запасом 204,7 млн. тонн. Выделяются 4 основные зоны добычи торфа: Бассейн

Чепцы (Водораздельная зона) : Ярский, Глазовский, Балезинский, Кезкий, Каменский,

Дебёсский,

Красногорский,

Игринский

и

Шарканский

районы,

крупнейшее

месторождение —

Д з я к и н о ; Бассейн

Кильмези

(Прикильмезская

низменность)

Селтинский, Сюмсинский, Вавожский и Увинский районы, крупнейшие месторождения —

Нюрдор-Котья,

Орловское,

Чибьяшур; Прикамская

низменность

(Завьяловский,

Воткинский,

Сарапульский,

Киясовский,

Камбарский,

Каракулинский

районы)

Вожойское; Юго-Западная

равнинная

часть

Удмуртской

Республики,

крупнейшее

месторождение — Карамбай-Пычасское.

(Воспитатель показывает на карте наиболее крупные месторождения торфа и глины).

Воспитатель. На все ли вопросы мы получили ответы? На какой вопрос мы еще не нашли

ответ?

Дети. Как Лесовичок может использовать эти ископаемые?

Дети. Слепить посуду, торфом удобрять землю.

IV. Постановка новой проблемы

Воспитатель. А еще как люди используют эти полезные ископаемые?

(Дети затрудняются ответить.)

Воспитатель. Человек по разному использует глину и торф в своей жизни. И нам об этом

нужно будет обязательно узнать.

Воспитатель. Какую карточку мы выбрали в помощь?

Дети: Узнать у другого человека и подумать самим.

Воспитатель. У

кого

мы

можем

спросить

об

использовании

этих

полезных

ископаемых? (Заслушивает варианты ответов детей).

Дети. Можно спросить у пап и мам, бабушек и дедушек, прочитать об этом в книге.

Воспитатель. Тогда каждый из вас постарается найти ответ на вопрос. А на следующем

занятии каждый расскажет о своих исследованиях.

Воспитатель. Сможем ли мы сегодня ответить на письмо Лесовичка?

Дети. Нет, так как мы не на все вопросы нашли ответы.

V. Подведение итогов

Воспитатель. О чем бы вам хотелось рассказать Лесовичку. Что интересного о торфе и

глине вы сегодня узнали? (Каждый ребенок высказывается.)

Воспитатель. Как

много

мы

узнали

о

полезных

ископаемых.

Вашу

работу,

юные

исследователи, можно оценить на отлично. На сегодня наши исследования закончились,

спасибо всем за работу.

(На следующем занятии дети делятся знаниями с другими детьми, демонстрируют

изготовленные вместе с родителями альбомы об использовании глины и торфа.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *