Прорезная резьба по дереву

Накладная резьба

В резьбе по дереву под накладной резьбой понимается что-то отдельно вырезанное или выпиленное и затем наклеенное или прибитое к фону.Накладной резьбе отведена весьма узкая область применения : украшать фасады классической мебели, двери, наличники и т.п.
Сколько я не просматривал литературы, нигде не нашел, чтобы накладная резьба использовалась по-другому.Ну, например, как самостоятельный вид декоративного творчества.Я решил немного расширить рамки применения накладной резьбы и использовать ее несколько по-иному.Например, для создания декоративного панно.

В правом верхнем углу-эскиз дерева

У меня есть эскиз : стилизованное изображение засохшего дерева, один-два сиротливых листка на ветке, человеческая кисть свисает со ствола и урожай — упавшие яблоки на земле.(Посмотреть некоторые другие эскизы для резьбы по дереву можно).Чтобы вырезать такую композицию в дереве, нужен щит, одной доски будет мало.Нужно будет по контуру рисунка сделать инструментом надрезки, затем подрезки, выбрать фон, заовалить контур рисунка, проработать рельеф.То есть сделать все то, что делает резчик по дереву, работая в технике рельефной резьбы с выбранным фоном (подробнее см.). Самая сложная часть этой работы (для меня во всяком случае) — это выборка и зачистка фона.Я подумал, а почему бы не выпилить из цельного материала, из щита, рисунок заготовки, обработать его и затем наклеить на фон?У меня был в распоряжении кусок мебельного щита канадского производства.Качество щита очень хорошее, не видно ни линий склеивания, ни единого сучка.Сразу и не разберешь, что это склеенный щит.Собственно говоря, наличие этого щита и подвигло меня на такой эксперимент.
Нанес рисунок на щит, выпилил заготовку электролобзиком.Одна тонкая деталь при неосторожном обращении откололась.Чтобы не допустить откалывания других деталей,пришлось сразу наклеить заготовку на фон.В качестве фона использовал хорошо высушенную широкую доску то ли сосны, то ли лиственницы, не разберешь.Доску прошлифовал еще до наклеивания заготовки.Клей использовал ПВА.Дальнейшая работа свелась к заоваливанию веток, ствола, легкой проработке рельефа.Так как деталь была сразу приклеена к фону, то резцом пришлось работать очень осторожно, чтобы не повредить фон.
Можно поступить и по-другому.Берем подходящее по размерам основание (доску, кусок фанеры или ОСП) и наклеиваем на это основание тонкую бумагу столярным или резиновым клеем.На бумагу клеим нашу заготовку.Теперь можно работать, не опасаясь, что резцом будет порезан фон.После того, как заготовка проработана, ее осторожно снимают с рабочей подушки (основания) тонким ножом, а затем уже крепят к фону.
Переходим к отделке.Хорошо все прошлифовал и работа готова к лакировке.Для лакировки использовал глянцевый нитролак НЦ-218.Заготовку расположил горизонтально, так качественнее получается лакировка.Несколько слов о самой технике лакировки.Лак нужно напылять таким образом, чтобы наносимые полосы перекрывались, а начинать и заканчивать напыление нужно за пределами заготовки.Лак можно наносить вот по такой схеме.

В данном случае оказалось достаточно 5 слоев.Выдержка каждого слоя 15-20 минут при температуре 20-22 градуса.Нитролак сохнет быстро.Разбавляю я лак растворителем № 646 в соотношении примерно 3-3,5:1(3 части лака и 1 часть растворителя).
Товарищ подарил мне несколько новеньких зубных фрез.Это не китайское пластилиновое железо, а настоящая медицинская сталь.Я решил попробовать эти фрезы при отделке своей резьбы.Зубными медицинскими фрезами можно отлично шлифовать заготовку, след остается ровный и гладкий, а так же хорошо прорезать канавки.Так что у кого есть возможность приобрести зубные фрезы — рекомендую, очень хороший инструмент.
Теперь о том, что изображено на панно.Эту декоративную резную работу я назвал «Осень.Сбор урожая».Помещу это панно в рубрику «Флора и фауна Забытой планеты» (чтобы было понятно, о чем идет речь, прочтите ).В природе так бывает : старое, почти засохшее дерево вдруг перед своей смертью начинает обильно цвести и дает последний урожай.
Когда-то, очень давно, люди жили в согласии с природой, это был тесный симбиоз растений и человека.Потом союз нарушился , и растения, и человек стали гибнуть.Вот и это дерево дает последний, скудный урожай.А человек, который когда-то был частью дерева, пытается собрать этот урожай, но не может.Умирает природа — гибнет человек.Такая философия этой резной работы.

Декоративное панно «Осень.Сбор урожая»

А накладную резьбу, как видите, можно использовать не только для украшения мебели.Ее можно использовать как самостоятельный, декоративный вид резьбы для создания некоторых панно, рельефной резьбы с выбранным фоном.Думаю, можно найти и другие варианты применения накладной резьбы.
Какое преимущество дает такой метод по сравнению с классической техникой рельефной резьбы с выбранным фоном?
1.Работать гораздо проще и легче.
2.Работа идет быстрее.
3.Качество резьбы ничуть не хуже, чем в классическом случае.
Недостатки.
1.Нужен для такого способа резьбы щит хорошего качества или подходящий по размерам материал для заготовки.
Буду рад вашим отзывам. Всего доброго и до свидания.

Прорезная резьба

Название этой разновидности резьбы означает, что при таком способе обработки древесины удаляют фон. Поэтому такая резьба по-другому называется пропильной или сквозной.

Приемы прорезной резьбы являются достаточно простыми, поэтому она еще издревле использовалась для украшения домов (карнизов, наличников и т. п.)

Она может применяться в качестве самостоятельного вида и в сочетании с геометрической и рельефной резьбой. В последнем случае эта работа представляется более трудоемкой, но очень эффектной. Прорезная резьба, комбинирующаяся с геометрической и рельефной, называется сквозной ажурной, поскольку напоминает кружева (рис. 90).

Рис. 90. Прорезная резьба на домовых декоративных элементах: а – фриз; б – навершие наличника; в – накладной элемент

Секреты между строк

Правда ли, что труднее всего вырезать руки?

Это настолько трудно, что в истории зафиксированы случаи, когда известный художник поручал писать руки на своих картинах другому. В резьбе разработку рук начинают с определения их общего положения, опорных (контрольных) точек предплечья, суставов, кисти, пальцев. Рукава сначала выполняют без складок, а руки – без пальцев. По точкам кисти определяют положение пальцев, по точкам рукава – особенности складок. Затем прорезают отдельные детали в неполный профиль. При отсутствии ошибок, осуществляют окончательную обработку.

Для прорезной резьбы характерно использование трафаретов, что существенно облегчает работу. Если рисунок не отличается большой сложностью, то его можно выполнить ножовкой (рис. 91). Такая ножовка называется курковкой и имеет узкое полотно, по форме напоминающее клин. Окончательно рисунок можно отделать стамесками (как прямыми, так и изогнутыми).

Рис. 91. Выполнение прорезной резьбы ножовкой: а – запиливание; б – окончательная обработка стамеской

В тех местах, где невозможно подобраться стамеской, окончательную проработку формы осуществляют ножом. Изделие отделывают с обеих сторон, что способствует уточнению силуэта орнаментальной композиции.

Резчик, обращающийся к прорезной резьбе, должен быть особенно аккуратным и точным, так как малейший скол или зарез древесины испортит силуэт орнамента.

Пилы, которые применяют для выпиливания криволинейных заготовок по внешнему контуру, называют поворотными. Они бывают узкими и широкими (размеры полотна – от 4 до 15 мм) и соответственно используются для мелких заготовок, которые имеют крутые линии, и более широких, у которых контур прямой или плавный. Отличие этого инструмента от лучковой пилы в том, что полотно поворачивается, поэтому, не изменяя положения заготовки, можно пропиливать в любых направлениях.

Секреты между строк

Как работать с наростом?

Из цельного нароста можно выполнить разнообразные изделия, форму которых можно уточнить, только сняв с него кору. Это трудно, поскольку можно легко повредить поверхность нароста, что снизит эстетическую ценность изделия. Если у свежего нароста кора удаляется легко, то у высушенного – с большим трудом. Поэтому лучше работать с подвяленным материалом. Кору срезают ножом или стамеской, камбий – циклей, после чего, приступают к разметке.

При выполнении прорезной резьбы можно эффективно использовать не только ручной (например, лучковую пилу), но и электроинструмент, в частности электролобзик.

Порядок выполнения отдельных этапов прорезной резьбы следующий (рис. 92).

Рис. 92. Выполнение ажурной резьбы: а – нанесение рисунка с использованием шаблона; б – опиливание, разметка направляющих углублений; в – выполнение отверстий; г – выпиливание по внутреннему контуру; д – отделка

Сначала размечают заготовку, предварительно закрепив ее, после чего просверливают отверстия (мелкие делают шилом, а крупные – коловоротом), опиливают рисунок по контуру, зачищают или снимают фаски (применяют соответственно наждачную шкурку или стамеску). На заключительном этапе изделие шлифуют, обращая особое внимание на углубления и уголки, которые должны четко просматриваться, чтобы подчеркнуть красоту рельефа.

Разновидностью прорезной резьбы является накладная резьба, которая состоит из отдельных деталей или элементов и фигур. Характерной особенностью накладной резьбы является то, что рисунок на древесине доведен до завершенности только с одной стороны – лицевой. Это объясняется тем, что изделия, выполненные в этой технике, наклеивают на декорируемую поверхность (мебель, рамы и пр.). В остальном она напоминает ажурную резьбу.

Секреты между строк

Можно ли вырезать изделия с использованием коры?

Это издавна практикуется резчиками. Но кора должна быть очень декоративной и прочной. С этой целью используют бересту (кору березы), которую наклеивают на подготовленную березовую заготовку. В изделии, выполненном из такого материала, кора будет контрастировать и усиливать художественное восприятие. В такой технике обычно вырезают посуду.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *