Размер вагонки деревянной

Содержание

№1. Какие основные преимущества деревянной вагонки?

Все основные свойства материла зависят от нюансов его изготовления. Деревянную вагонку производят из цельного массива дерева на предприятиях переработки леса. Вагонка – это обрезанная доска толщиной 7-20 мм со строганными поверхностями. Ширина такого материала составляет 90-150 мм, длина может колебаться в широких пределах. Когда-то тонкими длинными деревянными планками с выбранными четвертями обшивали железнодорожные вагоны, откуда и пошло это название.

Сырьем для вагонки может выступать любая порода дерева, а главным отличительным свойством материала считается наличие паза и гребня, благодаря которым ведется монтаж. Все это позволяет говорить о многочисленных преимуществах вагонки:

  • отличные термо— и звукоизоляционные свойства;
  • небольшой коэффициент температурного расширения;
  • за счет небольшого веса достигается простота транспортировки и монтажа, а также отсутствует необходимость укреплять фундамент;
  • за счет пазогребневого способа монтажа можно собирать обшивку без щелей;
  • внешний вид деревянной вагонки шикарный, позволяет привнести уют в интерьер или выделить здание при облицовке фасада;
  • прочность и долговечность;
  • экологичность, ведь дерево проходит минимум операций обработки.

Среди минусов можно назвать только хорошую способность поддерживать горение, но при соблюдении правил пожарной безопасности материалу и вашему здоровью ничего не угрожает. Стоит деревянная вагонка, естественно, дороже своего пластикового аналога, но и служить будет гораздо дольше, будучи устойчивой к физическим нагрузкам.

№2. Чем отличается обычная вагонка от евровагонки?

На строительном рынке можно найти как обычную деревянную вагонку, так и материал с приставкой «евро». Последний значительно превосходит обычную вагонку по ряду эксплуатационных показателей. Итак, основные отличия заключаются в следующем:

  • размер. Вагонка советского образца намного толще, а ее толщина может доходить до 25 мм, толщина евровагонки составляет 13, 16 или 19 мм. Ширина евровагонки максимально составляет 120 мм, обычной – до 150 мм;
  • замок. Выступ замка в евровагонке около 8-10 мм, что позволяет элементам надежно держаться, даже при сильных перепадах температуры и влажности. В обычной вагонке замок часто совсем крошечный, поэтому ламели при эксплуатации расходятся;
  • наличие вентиляционных отверстий на тыльной стороне евровагонки, которые при перепадах температуры предотвращают образование щелей. Подобных канавок нет на обычной вагонке;
  • влажность. Евровагонка принудительно высушивается до достижения влажности на уровне 10-15%, за счет чего обеспечивается отсутствие каких-либо деформаций во время транспортировки, монтажа и эксплуатации готового покрытия. Влажность обычной вагонки достигает 20-25%, что негативно сказывается и на процессе работы с ней, и на ее поведении во время эксплуатации;
  • внешний вид. Так как евровагонка изготавливается в соответствии к строгому европейскому стандарту и на европейском оборудовании, лицевая сторона у нее всегда гладкая. При наличии на ней сучков они тщательно обрабатываются. У производителей, как правило, присутствует несколько видов профилей. Элементы замка точно стыкуются друг с другом. Обычная вагонка редко может похвастаться столь идеальным внешним видом и четкостью выполнения замкового соединения, часто ее поверхность шероховатая и ворсистая;
  • евровагонка сортируется на классы. В зависимости от наличия пороков на самой древесине и приобретенных во время обработки дефектов, как правило, выделяют четыре класса.

Понятное дело, что при появлении на рынке вагонки класса «евро» многие строители стали использовать именно ее. Тем не менее, обычная вагонка также может применяться и применяется иногда для наружной обшивки, и в тех случаях, когда качество готовой поверхности и ее внешний вид не так важен, а на первый план выходит задача сэкономить.

№3. Какого размера вагонка нужна?

Первое, с чем необходимо определиться, так это длина вагонки. Исходить нужно из того, какую поверхность вы будете обшивать, и стремиться к образованию минимума отходов. Понятно, что для балкона подойдут более короткие ламели, а для обшивки фасада или стен в комнате необходима вагонка с достаточной длиной. Подобрать необходимый материал не составит труда, так как вагонка продается с шагом в 10 см, начиная от 30 см и до 6 м. При проведении расчетов также стоит учитывать, что часто даже самый качественный материал нуждается в торцевании краев.

Ширина выбирается в зависимости от дизайнерской задумки, но учитывать стоит тот факт, что более узкая вагонка будет более стабильной. Чем шире материал, тем он более склонный к деформациям. В последнее время нередко используют интересный способ – сочетание разной по ширине вагонки, за счет чего достигается оригинальный эффект.

Что же касается толщины вагонки, то тут в первую очередь учитывается условия дальнейшей эксплуатации материала. Если обшиваются стены внутри помещения, то вполне подойдет самая легкая и тонкая вагонка толщиной в 12,5 мм. Также использоваться в этих условиях может и материал толщиной до 16 мм. Если речь идет об облицовке фасадов, когда вагонка еще и прижимает толстый слой утеплителя, то лучше выбрать материал потолще – он будет более прочным, надежным и долговечным. Подойдет вагонка толщиной 18,5-22,5 мм.

При выборе вы можете заметить в магазине так называемую сращенную по длине деревянную вагонку. Такой материал состоит из нескольких частей, которые тщательно подбираются по рисунку и цвету, но при этом могут иметь разную длину. С помощью соединения типа микрошип, специального клеевого состава и высокого давления отдельные элементы превращают в цельную доску. По основным своим характеристикам такой материал не отличается от цельной вагонки, а по некоторым свойствам даже превосходит ее, ведь он получается максимально стабильным, а температура и влажность мало на него влияют. Технологические особенности производства не позволяют делать такую вагонку толщиной менее 15 мм. К тому же, некоторые опасаются использовать подобный материал в саунах и банях, так как боятся влияния химических веществ клея, которые под воздействием высоких температур могут начать выделяться.

№4. Какая древесина лучше?

Фактически для изготовления вагонки может использоваться любая древесина, но вот свойства вагонки будут во многом отличаться, как и ее цена. Не всегда более дешевая вагонка – хуже, так как выбирать материал следует, отталкиваясь от условий его эксплуатации. Что же касается цвета древесины, то его выбор – это сугубо субъективное мнение.

Всю вагонку, которая присутствует на современном рынке, можно поделить на два основных типа:

  • вагонка из хвойных пород древесины;
  • вагонка из лиственных пород древесины.

Древесина хвойных пород отличается большим содержанием смол и эфирных масел, за счет чего противостоит образованию грибка и выдерживает высокую влажность. Такой материал нашел широкую сферу применения, отлично подходит для внешней облицовки, но совершенно не подходит для саун и бань. Под воздействием высоких температур начинает выделяться смола, причем процесс этот может продолжаться долгое время. Мало того, что материал становится липковатым, так еще и может самовозгораться. Тем не менее, древесину ели и сосны в странах Северной Европы используют для обустройства саун, но материал проходит обессмоливание.

Чаще всего для изготовления вагонки используются такие хвойные породы:

  • сосна. Обладает симпатичным рисунком, высокой прочностью, стоит недорого, но время от времени ее необходимо покрывать лаком, чтобы материал не начал темнеть;
  • ель. Древесина обладает отличными теплоизоляционными свойствами и приятным оттенком;
  • лиственница. Очень устойчива к внешним воздействиям, не коробится даже при значительных колебаниях температур, обладает устойчивостью к вредителям;
  • кедр. Дорогая древесина с отличными эксплуатационными свойствами, цвет от желтоватого до кофейного.

Лиственные породы менее долговечны, но не выделяют смол и плохо нагреваются, что позволяет им использоваться в банях и саунах. Они требуют регулярной обработки, иначе под воздействием внешних факторов будут менять свой цвет и портиться. Наиболее популярные лиственные породы:

  • дуб. Самый долговечный и прочный, стойкий к гниению, плотный, с красивым рисунком древесины, но и стоит такой материал достаточно много;
  • липа. Древесина имеет прекрасные звукоизоляционные качества и тонкий приятный аромат, часто используется для отделки бань;
  • ясень. Такая древесина за счет высокой твердости вообще не трескается. Цвет – темно-желтый;
  • черная ольха обладает приятным светло-кофейным цветом, устойчива к воздействию влаги.

Отдельно стоит отметить, что для бани подходит только древесина с низкой плотностью, иначе материал будет сильно нагреваться, что может обернуться появлением ожогов.

№5. Какой профиль вагонки лучше?

Современные производители производят вагонку с разным профилем сечения. Кроме того, может отличаться размер и форма замка, характер лицевой и тыльной поверхности и некоторые другие параметры. Все это влияет не только на внешние характеристики вагонки, но и на сферу ее применения.

На сегодняшний день наибольшей популярностью пользуется вагонка с такими профилями:

  • традиционная евровагонка с угловатыми гранями. После сборки она образует видимые швы из-за увеличенного шипа;
  • вагонка софтлайн отличается немного скругленными углами, рекомендуется для использования в саунах и банях;
  • штиль. Такая вагонка формирует едва заметный шов, так как возле шипа нет полок-углублений. Углы могут быть как острыми, так и скругленными. В первом случае удается достичь эффекта массивной стены, поэтому некоторые производители позиционируют такую вагонку как имитацию бруса;
  • лаундхаус. У такой вагонки лицевая сторона имеет не гладкую поверхность – на ней создаются множественные узоры благодаря фигурному фрезированию. Узор может быть разной степени сложности, а такая вагонка становится настоящим украшением интерьера. Есть и более дешевый аналог – вагонка с эффектом резьбы. Рисунок на такой материал наносится благодаря горячему тиснению;
  • вагонка типа блокхаус и сайдинг имитируют бревно и сайдинг соответственно;
  • двусторонняя вагонка – достаточно интересное и пока не очень распространенное решение. Шип и паз находятся точно посередине, а обе стороны получают одинаковую обработку, поэтому при монтаже специалист может выбирать, какой цвет и рисунок лучше. Единственный минус – отсутствие вентиляционных отверстий, поэтому такой материал мало подходит для бань.

№6. Какой сорт вагонки лучше выбрать?

Для определения сорта вагонки принято использовать европейский стандарт типа DIN, но некоторые производители пользуются разными ГОСТами и собственноручно разработанными ТУ, поэтому так легко ошибиться при покупке и так важно смотреть не только на маркировку, но и на качество самого материала.

Сорт вагонки определяют уже после изготовления, так как материалы разных сортов производятся на одном и том же оборудовании по одинаковой технологии. Позже вагонку сортируют в зависимости от наличия сучков, синих пятен, трещин, непрострогов и смоляных карманов. Как правило, выделяют четыре класса вагонки:

  • экстра или премиум. Это идеальная вагонка без сучков и трещин, а непростроги, синева или шероховатость допускаются только с тыльной стороны;
  • класс А. Могут встречаться сучки не более 1 см в диаметре (не больше одного на погонный метр), несквозные небольшие трещины, которые часто зашпаклевываются производителем, а другие незначительные дефекты могут быть только на тыльной стороне;
  • класс В. Диаметр сучков может достигать трети ширины ламели, их количество не ограничено. Могут также быть в наличии вскрытые карманы, небольшие сквозные трещины;
  • класс С. Это, грубо говоря, вся остальная вагонка, с большим количеством дефектов, трещин, сучков, с синими пятнами и непрострогами на лицевой поверхности.

Что же касается сферы использования, то только вагонка класса С не допускается для финишной отделки. Материал других классов имеет практически одинаковые эксплуатационные свойства, а выбор зависит только от личных предпочтений. Не всем нравится вагонка класса экстра, так как она выглядит безликой и скучной.

№7. Можно ли отличить вагонку низкого качества?

Не всегда стоит слепо доверять указанному на упаковку классу – лучше осмотреть материал своими глазами. Обращать внимание, в первую очередь, следует на упаковку. Использовать стрейч-пленку нежелательно, так как такое хранение негативно сказывается на влажности вагонки. Конечно же, лучше же осмотреть товар перед покупкой, но если материал запакован в пленку, то рассмотреть его не получится, да и раскрывать упаковку вряд ли разрешат. Единственный выход – приобрести одну-две упаковки и проверить качество. Если, с вагонкой все нормально, то уже купленные изделия пригодятся, а если нет, то вы застрахуете себя от более крупных финансовых потерь.

Геометрия изделия не должна быть нарушена – ламель вагонки должна быть ровной. Даже небольшая дуга говорит о том, что хранили материал неправильно, и если подобную доску удастся смонтировать, то вряд ли она будет долго служить, и с большой вероятностью скоро выйдет из замка. Осмотреть нужно и замок. На нем не должно быть сучков и трещин, а лучше взять с собой кляймер и проверить надежность будущего соединения. В специализированных точках должен быть инструмент, который измеряет влажность вагонки, поэтому не стоит отказываться от возможности проверить реальный показатель. Он не должен превышать 15%.

№8. Каким производителям можно доверять?

Конечно же, немалую роль при выборе играет имя и репутация производителя. Крупные компании не будут рисковать своим именем и выпускать некачественную продукцию. Стоит отметить, что сегодня на рынке фигурирует масса отечественных компаний, которые производят вагонку отличного качества. Импортная продукция присутствует, но лишь в незначительном количестве, поэтому не будем разделять производителей на заграничных и отечественных, а приведем общий перечень лучших.

LUNAWOOD

Молодая финская компания, основанная в 2002 году. Сегодня она является мировым лидером по производству термодревесины, разрабатывает собственные инновационные методы, постоянно совершенствуется. Дерево, прошедшее обработку высокой температурой и паром, теряет питательные вещества, становится устойчивым к любым погодным условиям, деформациям и гниению. Компания использует, в основном, древесину сосны, а продукция достаточно широко представлена на отечественном рынке.

«Астар»

Отечественная компания, работающая с 2004 года. Для производства разных изделий из древесины использует европейское оборудование, что вместе с профессионализмом сотрудников позволяет выпускать продукцию, отвечающую европейским стандартам. В ассортименте компании евровагонка разных сортов и с разными параметрами – от класса экстра до класса С, длиной от 1,8 до 3,6 м.

«Карелия»

Предприятие основано в 2004 году, и в то время выполняло работы по строительству объектов из дерева. Поскольку найти на рынке качественный материал было не так просто, было решено создать собственное производство. Сегодня оно оснащено самым современным оборудованием, тут используется качественное сырье, ведется постоянный контроль над качеством. Вагонка выпускается из разных пород, с разным профилем и параметрами, поэтому найти подходящий материал не составит труда.

«Вятская сосна»

Полностью безотходное производство, основанное в 1999 году. Оснащено итальянским и немецким оборудованием, неоднократно получало престижные награды. Тут постоянно увеличивается ассортимент, а производство вагонки занимает ключевую роль. Изготавливается она из древесины сосны, а производитель предлагает вагонку с разным типом профиля и параметрами.

PromMax

Один из лидеров среди отечественных производителей пиломатериалов. Среди преимуществ компании огромный ассортимент, приемлемые цены, современное оборудование и возможность лично осмотреть продукцию на ее соответствие заявленному классу. Компания предлагает евровагонку из сосны и ели, а также из осины, которая отлично подойдет для обустройства бань и саун.

Метки:Вагонка, Сайдинг

Отечественная и евровагонка

Производство отечественной вагонки регламентируются ГОСТом, а вся европейская продукция изготавливается согласно международным стандартам. Следует заметить, что качественные показатели выше именно у заграничных образцов. Их проще всего отличить по одной характерной особенности — продольным канавкам на задней стороне доски, благодаря чему обеспечивается более эффективный сбор возможного конденсата, который потом стекает по ложбинкам. У вагонки, изготовленной по ГОСТу, такой элемент полностью отсутствует.

Сортность европейской доски отмечается с помощью латинских букв: «А», «В» и «С».

Самым высоким качеством обладают изделия с маркировкой «А», потом «В» и «С». Последние, обычно, используются только для облицовки хозяйственных помещений. Если говорить об отечественной продукции, то ее сорт отмечается цифрами: «1», «2» и «3». Чем больше номер, тем больше дефектов и недочетов можно найти в таком материале. Однако в последнее время производители уделяют много внимания сверхкачественному материалу с маркировкой «элит», «премиум» или «экстра». Такая вагонка отвечает самым высоким требованиям и ее можно назвать продукцией высшего сорта. Но и тут следует заметить, что часто вагонка отечественного производства «элит» или «премиум» всего лишь соответствует европейским образцам сорта «А».

Размеры отечественной и евровагонки

Размеры вагонки отечественного образца не регламентируются ГОСТом, благодаря чему производители иногда сами подбирают параметры изготавливаемого материала. Сегодня на рынке можно встретить вагонку с такими размерами: толщина бруска – от 12 до 40 мм, ширина – от 76 до 200мм, размер шипов в пределах 4 – 5 мм. Длина в метрах – от 0,2 до 6. В обычную вагонку не закладываются погрешности, однако такие недочеты иногда встречаются.

Евровагонка имеет более точные параметры, и при приобретении такой облицовочной доски можно встретить всего лишь несколько ее видов: толщина вагонки — 13, 16, 19 мм, ширина 80, 100, 110, 120 мм, длина: 0,5 – 6 м. Шипы варьируются в пределах – от 8 до 9 мм. Строгие требования предъявляются и к возможным погрешностям в размерах вагонки заграничного образца. Они могут иметь следующие параметры: толщина – 0,7 мм, ширина 1 мм, длина – 5 м, шип – около 0,5 мм.

Самый большой диапазон отмечается в длине доски. От этого параметра зависит ее прямое назначение.

Длинная вагонка широко используется практически во всех облицовочных работах, когда укороченный вариант пригоден только лишь для подшивания свесов крыш или для формирования небольшой деревянной коробки, маскирующей коммуникации. Короткая доска стоит в несколько раз дешевле. Такой материал, по сути, является отходами основного производства. Обычно это связано с тем, что в более длинных брусках во время этапа торцевания могут встретиться, так называемые, мертвые сучья, которые обязательно выпиливаются. «Мертвыми» называют те, которые плохо держаться и могут выпасть с доски. «Живые» не нарушают структуру. Согласно отечественным и европейским стандартам качества, последние разрешается оставлять в продукции сорта «1» или «А». По этой причине вагонка малой длины начинает свою маркировку со второго сорта. Зачастую она совершенно непригодна для серьезных внутренних работ. Для того чтобы получить небольшие высококачественные доски, нужна длинная деревянная вагонка для распила.

Стоимость

Независимо от сортности бруса, размер вагонки будет напрямую влиять на ее стоимость. Однако конечная цена деревянной облицовки зависит еще и от формы изделия, а также вида древесины. Если говорить про стандартные бруски длиною в 6 м с сортностью «1» или «А», тогда можно приблизительно определиться со стоимостью 1м2:

  1. Обычная. Такой материал имеет и народное название «колхозница». Ширина вагонки – на четверть стандартной доски. Изделия первого сорта обойдутся в пределах от 300 до 500 руб. Дороже всех стоит липа и кедр. 1 м2 «колхозницы» из такой древесины обойдется покупателю до 1000 рублей.
  1. Штиль. Рабочая ширина – от 9 до 14 см. Однако этот показатель несущественно влияет на цену. Меньше всего придется потратить на липу и ольху. Их стоимость варьируется в диапазоне от 450 до 550 руб. Средней по цене будет лиственница – 550 – 650 руб, а самым дорогим кедр – от 900 до 1200 руб.
  1. Блок-хаус. Ширина – около 15 см. Бюджетный вариант – это сосна и ольха – от 250 до 500 руб. за 1 м2. Стандартные бруски из липы и лиственницы – от 1000 до 1500 руб. Кедр – до 2500 руб.
  1. Американка. Обычно не производится в массовом порядке и изготавливается только под заказ с шириной бруска от 14 до 16 см. Цена – около 1000 рублей за 1 м2

Стоит заметить, что первый сорт или «А» является самым оптимальным вариантом для деревянной облицовки помещений. Изделия экстра-класса обычно отличаются по цене в сторону увеличения примерно на 25%, а стоимость бруса качеством ниже стандарта «А» будет уменьшаться на 20-23% с каждой новой позицией. Если говорить о минимальной длине, то по каждому виду можно смело скидывать по 50% от стоимости шестиметровой доски. Для трехметрового бруса – около 20%.

В чем разница?

Стандартная деревянная вагонка – это обычная струганная доска из древесины с естественной влажностью. Для удобства монтажа данный материал производится с единым шпунтом, пазом и профилем.

Евровагонка превосходит своего более «простого» собрата по всем показателям. Она представляет собой сухую струганную доску. Помимо сортности, информация о которой будет представлена ниже, существуют также нормы ГОСТа, согласно которым влажность не должна превышать 15 процентов.

Размеры классической евровагонки

Средний же показатель влажности обычно колеблется в пределах 8-13 процентов. Заготавливается с учетом сезонных требований, строго соблюдается все технологические процессы.

Отличается влажностью, сортностью древесины, геометрическими параметрами (толщиной и шириной), а также физико-механическими параметрами древесины. Также есть еще одна существенная особенность, отличающая евровагонку от вагонки обыкновенной – размер шипа.

Более современная и качественная, на обратной стороне она имеет отводы для вентиляции, создающие дополнительные возможности для проветривания и препятствующие образованию конденсата.

Классы

Евровагонка бывает четырех классов – Экстра, А, В и С.

  1. Экстра – высокого качества, без дефектов, благородным цветом и практически идеальной поверхностью.
  2. «А» — содержит сучки и трещины (незначительные, малого диаметра).
  3. «В» — характеризуется более значительным содержанием трещин и сучков.
  4. И, наконец, «С». На поверхности допускается наличие червоточин и синевы.

Виды древесины, из которой изготавливают

Изготавливают ее из различных пород дерева, поэтому она может существенно отличаться качеством, и соответственно, ценой. Одна из самых недорогих разновидностей – евровагонка из сосны.

Нередко ее выбирают из-за невысокой цены и нейтрального цвета древесины, позволяющего при помощи аквалаков придать изделию практически любой оттенок.

Размеры евровагонки из сосны ничем не отличаются от стандартных изделий из другого сырья.

Но прежде чем приобретать данный отделочный материал, нужно ознакомиться со свойствами древесины. Это позволит определить, какой именно вариант подойдет для конкретного типа помещений.

Сосна. Имеет не слишком высокую устойчивость к влаге, воздействию вредных насекомых и перепадам температурам. Однако при качественной обработке вполне может служить для отделки балконов, фасадов, лестниц.

Липа и осина. Отличаются повышенной устойчивостью к перепадам температур и повышенной влажности, а следовательно, может применяться для отделки любых типов помещений и фасадов.

Лиственница. Не подвержена гниению, отлично противостоит воздействию вредоносных насекомых. Даже при длительной эксплуатации не теряет первоначальных качеств – сохраняет прекрасный внешний вид и устойчивость к воздействию внешних факторов.

Дую и ясень. Дорогие, но красивые и прочные породы дерева, применяющиеся в основном для внутренней отделки помещений.

Самостоятельный монтаж

Чтобы сэкономить средства можно осуществить отделку самостоятельно. Монтаж евровагонки своими руками дело трудоемкое, но вполне под силу не специалисту.

Для начала следует сделать разметку и разводку коммуникаций, проводки и контроля. Провода должны быть помещены в металлические трубки и пущены под отделку.

Монтируют данный материал обычно вертикально, но если есть необходимость в визуальном расширении пространства, возможна горизонтальная укладка.

Видео — монтаж своими руками:

Каркас следует крепить перпендикулярно направлению панелей. Согласно технологии, укладку начинают с угла, а прибивают либо так, чтобы место крепления можно было впоследствии скрыть плинтусами (уголком), либо в пазах.

Евровагонка – материал, который благодаря своим преимуществам является одним из самых востребованных на современном строительном рынке.

Размеры, евровагонка, может иметь разные, может отличаться цветом и типом используемой древесины. Неизменным остается одно – этот материал незаменим, когда речь идет о качественной, благородной, экологичной отделке фасада и помещения.

Виды вагонки

Вырабатывается из обрезной доски строганием одной или двух сторон и выборки с боковых поверхностей четверти (фальцовка) или шпунта (шпунтовка). В зависимости от исходного материала, из которого была изготовлена вагонка бывает:

  1. деревянной (материал: натуральная древесина);
  2. пластиковой (материал: поливинилхлорид);
  3. МДФ (древесноволокнистая плита средней плотности). Основной компонент при производстве вагонки МДФ — древесная пыль, в которую добавлены связующие элементы.

Пластиковая вагонка устойчива к воздействию влаги, не поддаётся коррозии и гниению, но теряет свой эстетический внешний вид при попадании прямых солнечных лучей. Вагонка из дерева служит около 15-20 лет. Срок её службы увеличит обработка от насекомых и грибков, а также покрытие антисептиком. Защитное покрытие обычно наносят при изготовлении, но существуют и специальные лаки, которыми можно провести дополнительную обработку.

Пластиковая вагонка

Пластиковую вагонку производят из ПВХ-массы методом экструзии (технологический процесс выдавливания при оптимальной температуре для изготовления пустотелых предметов). Пластиковые панели содержат полые соты по всей длине. Такая структура обеспечивает высокие звуко- и теплоизоляционные свойства материала, а использование в качестве сырья ПВХ улучшает остальные эксплуатационные характеристики:

  • Долговечность (при должном уходе обшивка сохраняет привлекательный вид на протяжении всего срока эксплуатации);
  • Влагостойкость;
  • Диапазон допустимой температуры эксплуатации от –50 до +50 °С;
  • Устойчивость к ультрафиолетовому излучению;
  • Возможность выбора расцветок и текстуры деталей (в том числе, имитирующих натуральное дерево);
  • Не требует дополнительной обработки;
  • Доступная цена.

К условным недостаткам пластиковой вагонки относят меньшую механическую прочность по сравнению с панелями из натурального дерева.

Оптимальным считают использование пластиковых панелей в местах повышенной влажности: ванные комнаты, санузлы и т. д.

Вагонка из МДФ

Панели из МДФ – это экологически чистый стройматериал, который составляет альтернативу вагонке из пластика или натурального дерева.

Панели МДФ получают путём прессовки сухой мелкодисперсной стружки под давлением и высокой температурой. Склеивание частиц происходит за счет выделения лигнина – природного компонента древесины, который надежно скрепляет стружку, образуя монолитную, прочную и легкую деталь. Во время эксплуатации детали не выделяют эпоксидных смол и фенола, что позволяет применять вагонку из МДФ при отделке жилых помещений: залов, спален и детских.

По некоторым эксплуатационным качествам МДФ-панели превосходят вагонку из натурального дерева:

  • малый вес;
  • более простой процесс монтажа;
  • разнообразие цветовых решений и стилизации под другие материалы (дерево, мрамор, гранит, камень и т. п.).

Деревянная вагонка

Весьма распространенный тип материала. Широко применяется в строительстве.

Изготавливается с видами профиля «Стандарт», «Штиль», «Европрофиль» и др.

Профиль

Профиль «Стандарт»

Данный профиль является базовым для других разновидностей вагонки.

Сечение детали напоминает трапецию, кромки которой скошены под углом 30 градусов. Тыльная сторона деталей оснащена пазами для компенсации коробления древесины, а кромки — выступами и углублениями для соединения «шип-паз». При этом длину шипа делают меньше, чем позволяет установить паз другой доски. Эта мера нужна для компенсации увеличения объема дерева при рассыхании после монтажа.

На поверхности обшитой стены нет зазоров и щелей, но видны небольшие углубления в местах стыков деталей, которые образуются из-за скошенных углов планок.

Профиль «Штиль»

Эта разновидность вагонки отличается закругленными углами деталей. Остальные характеристики совпадают с параметрами вагонки «Стандарт». В ряде случаев поверхность, обшитая деталями с мягкими переходами на стыках, выглядит лучше классической вагонки.

Профиль «Европрофиль»

Вагонку этого профиль также называют «Евровагонка» или «Софт-лайн» (в переводе- «мягкая линия»). В отличие от вагонки «Штиль», доска «Евровагонка» имеет широкий шип (5—8 миллиметров), что обеспечивает большую надежность при дальнейшей эксплуатации. Также имеются внешние отличия: после монтажа вагонки «Европрофиль» формируется рисунок.

Евровагонка

Популярный тип вагонки, который изготавливают по западноевропейскому стандарту DIN 68126/86. Отличается глубоким пазо-гребневым сочленением, благодаря чему между толстыми частями панелей на обшитой поверхности видны промежутки, закрытые шипами.

Евростандарт регламентирует строгие требования к влажности исходной древесины, геометрии готовой детали и качеству обработки поверхности. В отличие от традиционной вагонки, панели оснащены специальными вентиляционными бороздами на тыльной стороне деталей, которые отводят скапливающуюся влагу и не дают образовываться конденсату на местах стыка доски вагонки и монтажной рейки. Это защищает от гниения обшивку, обрешетку и прилегающие к ним слои утеплителя. Дополнительная функция канавок — снятие внутреннего напряжения детали при резких колебания температуры и влажности.

Американка

Отличается скошенным профилем деталей, из-за которого обшитая стена имитирует способ укладки досок «внахлест». Разница толщины между частями планки составляет 8 мм, что образует уклон в 5 градусов.

Основные критерии качества

Выпуск вагонки регламентирует ГОСТ 8242-88 и западноевропейский стандарт DIN 68-126/86, ТУ. Перед поступлением в продажу определяют качество вагонки, на основании которого продукту присваивают сорт. Качество деталей определяют по следующим параметрам

  • Влажность допускается 8-12 %
  • Количество, размер и состояние сучков (выпавшие, выпадающие, «неживые», «живые»), для «живых» вводится ещё один критерий — окраска
  • Грибковые поражения древесины («синева» и т. п.)
  • Соответствие заданным геометрическим параметрам: изгиб, крылеватость (производное — прилегание досок)
  • Трещины
  • Червоточины
  • Порода древесины
  • Направление распила (радиальный или тангенциальный)

Западным классам «А», «В», «С» соответствуют отечественные сорта 1, 2 и 3.

Помимо вагонки классических стандартов, производители предлагают детали класса (или сорта) «Элит», «Экстра», «Премиум» и т.д., партии которых формируют методом ручного отбора.

Критерии качества устанавливаются государственными стандартами. На территории бывшего СССР стандарты производства и реализации пиломатериалов практически не отличаются.

Выясняем, что такое вагонка: виды, сорта и основы монтажа

Вагонка из дерева

Не секрет, что такой материал, как вагонка, обрел чрезвычайную популярность. Ее можно использовать в любых целях – для обшивки стен и потолков, а также для отделки дверей и полов. Возможно это благодаря необыкновенным качествам этого материала. Чтобы узнать все эти особенности, давайте вместе выяснять, что это такое — вагонка.

Вагонка представляет собой материал для отделки, выполненный в виде доски из древесины. Доска имеет определенные размеры, отличается гладкой и ровной поверхностью, а также имеет аналогичный профиль, что позволяет получить надежное соединение элементов материала между собой по принципу шип-паз. С одной стороны доски имеется выпуклая поверхность, шип, а с другой – вогнутый паз.

Справочно! Само название материала берет свое начало из его первоначального предназначения, когда деревянные доски использовались исключительно для оформления стен вагонов. Отсюда и название – вагонка. Тем не менее, высокий класс древесины позволил использовать вагонку для любой отделки внешней и внутренней.

Главные показатели вагонки

Главные параметры обшивочного материала из дерева идентичны показателям, характерным для всех остальных подобных – длина, ширина и толщина.

Важно! В зависимости от колебания параметров используемых отделочных материалов будет колебаться и цена отделки в целом. Логично, что стоимость доски будет увеличиваться с увеличением ее длины. Связано это, как правило, с тем, что поиски древесины больших размеров с минимальным количеством изъянов являются затруднительной задачей.

Сорт вагонки

Сортность определяется в зависимости от наличия изъянов, наиболее используемым сейчас является стандарт немецкого происхождения DIN 68126/86. Согласно ему, сорт вагонки определяется по наличию плесени, наличию и количеству трещин и т.д.

Наглядное сравнение

Соответственно, за самый высокий сорт принято брать «Экстра», а далее сортность снижается по мере использования букв алфавита – «А», «В» и дальше.

Сорта древесины

Для производства вагонки может использоваться любая порода древесины без ограничений. Самое главное, чтобы качественные показатели той или иной породы полностью совпадали с показателями, которые определяются для отделочного материала ГОСТом.

Будет намного легче, если потенциальный потребитель, перед тем как сделать тот или иной выбор, следует предварительно изучить требования, которые обычно предъявляются к этому материалу.

Вагонка, дерево дуб

Критерии, по которым следует делать выбор отделочного материала:

  • Размеры помещения, подлежащего отделке;
  • Назначение комнаты;
  • Характеристики поверхностей, подлежащих облицовке;
  • Сорт;
  • Планируемый бюджет, который можно потратить на отделку.

Не менее важным моментом является процесс сушки дерева, перед тем как собственно оно станет облицовочным материалом. Только правильно выполненный процесс сушки будет гарантировать высокое качество продукта на выходе.

Основы монтажа вагонки

Монтирование облицовочного материала должно осуществляться непосредственно на обрешетку, прибивание досок непосредственно на стену является устаревшим способом. Особенно удобна обрешетка в том случае, если основание не является ровным.

Поскольку встретить в современном строительстве идеально ровную стену достаточно проблематично, заготовка – идеальный вариант для оформления внутренней поверхности дома.

Обрешетка под обшивку балкона вагонкой

Сложность процесса будет зависеть от выбранного способа укладки вагонки, который бывает либо вертикальным, либо горизонтальным, в зависимости от расположения элементов. Внутренняя отделка может проводиться любым способом, в то время как отделка внешняя желательна с горизонтальным расположением досок. Более подробно читайте в статье как обшивать внешние и внутренние стены.

Самым важным критерием ремонта является установка каркаса в вертикальной плоскости, благодаря чему получается идеально ровная стена. Элементы обрешетки будут устанавливаться перпендикулярно этой плоскости. В противном случае обшивка поверхности не будет выглядеть ровной.

Работы по облицовке

Самым сложным моментом в установке вагонки, как гласит инструкция, является выстраивание ровной обрешетки. Если основание не слишком ровное, то для качественной работы потребуется работа отвесом и уровнем. При этом установка непосредственно самих досок и креплением их проблем не возникнет.

Обычная и евровагонка

Своим названием вагонка обязана необходимости сохранять от солнца и дождя грузы, что перевозились по железным дорогам до внедрения современных материалов. Использование дерева для обшивки вагонов было наиболее целесообразным, так как оно не только дешевле железа, но и лучше предотвращает парниковый эффект. Изначально доски крепились обычным способом, но со временем для упрощения монтажа и предотвращения появления щелей, в случае каких-либо деформаций, их стали изготавливать с замками шип-паз. Идея была оценена по достоинству и такие доски стали широко применяться в облицовочных работах.

В других языках такой привязки к происхождению названия нет, поэтому при посещении зарубежных строительных магазинов надо искать просто профилированные доски. Для их изготовления применяется стандарт DIN 68126/86, разработанный в Европе и по ряду требований являющийся более жестким местного ГОСТа. Соответственно, экспортируемая продукция или просто изготавливающаяся по DIN стандартам, отечественному покупателю знакома как евровагонка.

К обычной вагонке, сделанной еще по советским стандартам, строители предъявляют большое количество претензий – как по характеристикам, так и удобству монтажа. Влажность в 20-25% слишком высокая – при толщине доски в 20 мм во время усыхания часто возникают деформации, с которыми не справляются маленькие замки, норовящие выскочить из паза. Ворсистая поверхность и количество сучков, особо не контролируемое, делают неважной не только форму, но и качество такой продукции.

Профиль стандартной вагонки изготовленной по ГОСТу.

Как итог, евровагонка, несмотря на цену, гораздо охотнее используется строителями благодаря своим преимуществам:

  • Более продуманная форма: крупный шип не боится деформаций, оптимальная толщина и ширина ламелей (12,5 и 88 (без учета шипа, с ним – 96) мм соответственно), наличие вентиляционных канавок, возможность выбора рисунка профиля.
  • Не допускается ворс на лицевой стороне, тщательная обработка замка шип-паз для легкости монтажа.
  • Вся евровагонка высушивается до влажности 10-15%, что сводит на нет возможность ее деформирования и вероятность появления жучков или гнили. Сухие доски проще хранить, обрабатывать и ухаживать за ними в процессе эксплуатации.
  • После распила дерева, доски, в зависимости от качества, делят как минимум на четыре сорта, с учетом производственных дефектов и состояния самой древесины.

Виды профилей вагонки

Так как вагонка используется для облицовки многих поверхностей, производители учитывают желания покупателей придать своему помещению некую индивидуальность и изготавливают несколько разновидности профилей, которые можно подобрать не только по внешнему виду, но и для определённых видов работ. Друг от друга профили отличаются наличием или отсутствием фасок, разновидностями замков, формой и размером лицевой и тыльной сторон.

Традиционная евровагонка

На лицевой стороне такого профиля возле шипа выбрана дополнительная фаска, вследствие чего после монтажа на стене видны ярко выраженные швы. Фаска может быть угловатой или скругленной. Скругленная получила название Softline.

Вагонка «Softline»

Так как такая форма поверхности лишена углов, меньше вероятность появления сколов и заусенцев, в процессе эксплуатации, поэтому Softline считаются более подходящими для таких помещений как сауна.

Вагонка «Штиль»

Отличием такого профиля является отсутствие фаски возле шипа, поэтому швы после монтажа не так ярко выраженные как при использовании традиционной вагонки. Этим пользуются при необходимости создать имитацию стены собранной из бруса, поэтому большая часть вагонки «Штиль» выпускается утолщенной до 25 мм и свободно может использоваться для облицовки фасадов зданий.

Вагонка «Ландхаус»

Ламели, к которым относятся такие виды деревянной вагонки, одни из самых дорогих, так как при их производстве лицевая сторона подвергается фрезерованию или другим методам обработки, что образуют на поверхности дерева сложные рисунки. Есть даже профили с эффектом резьбы по дереву, которые получают, используя горячее тиснение под прессом.


Вагонка «Блокхаус»

Если вагонка «Штиль» имитирует стены сделанную из бруса, то профиль «Блокхаус» имеет полностью закругленную лицевую часть. Благодаря такому решению после сборки стена выглядит так, как будто бы дом собран из оцилиндрованных бревен. В основном применяется при облицовке фасадов зданий.

Вагонка «Американка»

В этом профиле не просто снята фаска возле шипа, а сделан плавный переход от него и к середине лицевой части. Благодаря такому решению достигается точно имитация сайдинговых панелей, но при этом дом облицован натуральным деревом.

Двусторонняя вагонка

У такого профиля нет тыльной стороны – обе его части сделаны лицевыми. Такая вагонка пригодится в случае необходимости сделать тонкую деревянную перегородку. Также при облицовке стены есть возможность подобрать более удачный рисунок или расположить на тыльной стороне мелкие дефекты.

Эту вагонку настоятельно не рекомендуется применять в помещениях с высокой и переменной влажностью, так как она единственная из всех разновидностей евровагонки не имеет компенсационных (вентиляционных) каналов.

Сорта вагонки

В отличие от других материалов, которые в зависимости от своей стоимости обрабатываются по-разному, вся вагонка изготавливается одними и теми же методами, в одной партии и проходит через те же машины. Сортируются уже полностью готовые доски в зависимости от наличия на них трещин, сучков, смоляных карманов, плохо обработанных участков (непрострогов) и ярко выраженной синевы, которая является следствием неправильной сушки дерева.

Также при покупке вагонки надо учитывать такой неприятный момент, что каждый из производителей может сортировать продукцию, основываясь на различные ГОСТах, или вообще разработать свои технические условия. Как итог, если нет уверенности в продукции конкретного производителя, то есть смысл перепроверить хотя бы часть досок перед их приобретением.

Экстра

Дополнительные названия – «безсучковая» или «премиум». Даже мелкие непростроги и трещины на лицевой стороне недопустимы, поэтому в дополнительной обработке такой профиль не нуждается. На погонном метре допускается наличие одного здорового светлого сучка, но без трещин и прочих пороков возле него. При наличии вскрывшихся смоляных кармашков, смола извлекается, а сам участок зашпаклевывается и зачищается мелкой наждачкой.

Класс А

В таких профилях допускается наличие 2-3 сучков на погонный метр изделия и мелкие сколы возле них. На лицевой части могут быть мелкие непростроги и микротрещины (в зависимости от производителя – зашпаклеванные). Также разрешается наличие торцевых трещин, но размером не больше чем ширина доски. Сделанные из сердцевины профили количеством не должны превышать 20% всех досок в упаковке. Если доски из хвойных пород дерева, то разрешается незначительная засмоленность – не больше 10% от общего количества. Общая расцветка может варьироваться на небольших участках досок (до 10%) у каждой десятой из них в упаковке.

Класс В

На одной доске разрешается наличие двух выпадающих сучков, а также трещины – на лицевой поверхности длиной до 300 мм и торцевые. На кромках доски допускаются выпавшие сучки диаметром не более 20 мм. Доски могут быть из сердцевинной части и со смоляными кармашками. Если они изготовлены из хвойных пород, то разрешается засмоленность поверхности. В трех местах на одной доске допускаются места, пораженные насекомыми, но не больше чем на 5% от всего количества досок. Разрешена ненадлежащая окраска кроме синевы и непростроги, если они не влияют на качество сборки.

Класс С

К этому сорту относятся все доски, что не попали в более высокие категории и которые можно использовать по назначению. Явно запрещено использование гнилых досок, но по всем остальным параметрам ограничений нет. В таких профилях могут быть отверстия от сучков диаметром больше двух сантиметров, сквозные трещины и смоляные кармашки, засмоленности и прорости, пораженные насекомыми участки, несоответствие окраски. Непростроги и прочие дефекты также не ограничиваются, если только они не влияют на стабильность поверхности. По размерам доски любого сорта изготавливаются по следующим допускам: длина ± 50 мм, ширина ± 1 мм и толщина ± 0,5 мм.


Класс А Класс В Класс С
Сучки Допустимы: сучки без трещин, не более 2-3 шт на 1 метр доски; трещины и сколы на сучках со стороны гребня и со стороны паза на нижней кромке, которые незаметны в собранном виде. Допустимы выпадающие диаметром до 20 мм и выпавшие диаметром 20 мм — не более 2 шт на метр доски. Допустимы выпавшие сучки диаметром более 20 мм.
Трещины Допустимы: торцевые размером с ширину доски и микротрещины. Допустимы торцевые размером 300 мм. по направлению волокон. Допустимы.
Сердцевина Допустима размером не более половины доски у 20% досок из упаковки. Допустима. Допустима.
Креневая древесина Допустима в небольшом количестве. Допустима если не будет оказывать влияния на сборку. Допустима.
Смоляные кармашки Допустимы диаметром не более 6 мм, 2 шт. на длину доски. Допустимы. Допустимы.
Засмоленные участки Допустимы не сильно засмоленные участки у 10% досок из упаковки. Допустимы. Допустимы.
Прорость Допустима не более половины ширины досок. Допустима. Допустима.
Поражение насекомыми Не допустимо. Допустимы не более 3 шт. на длину доски у 5% досок из упаковки. Допустимо.
Участки гнили Не допустимы. Не допустимы. Не допустимы.
Различие окраски Допустимо у 10 % досок на 10 % площади доски.
Не допустима синева.
Допустимы полосы.
Недопустима синева.
Допустимо.
Качество обработки Допустимы мелкие шероховатости и углубления на кромке в области сучков. Допустимы дефекты строжки не влияющие на сборку. Допустимы дефекты строжки не ухудшающие качество отделки.

Разновидности вагонки в зависимости от пород древесины

Для производства вагонки применяются любые сорта древесины. Выбор между ними зависит от необходимых характеристик, которые хотелось бы видеть у обработанной поверхности, подбираются виды вагонки для внутренней отделки или наружных работ, а также бюджета, который можно выделить на её приобретение. Основное разделение идёт на доски, полученные из хвойных и лиственных пород древесины.

Хвойные породы

Характеризуется наличием эфирных масел и смол, что ставят природный барьер для влаги и различных грибков, поэтому такую вагонку чаще всего выбирают для использования в наружной отделке. Также ими облицовывают стены в банях и парилках, но для этого доски проходят тщательный отбор и процесс обессмоливания. Вагонка из хвои выгодно отличается большим сроком эксплуатации, который может составлять несколько десятилетий.

Ель. Благодаря природной мягкости этого дерева, оно чаще используется для получения вагонки с округлыми формами. Дизайнеры часто рекомендуют этот материал для отделки помещений, дизайн которых выполнен в каком-либо из современных стилей.

Из физических характеристик выделяется низкий показатель шероховатости и красивая фактура поверхности без ярко выраженных узоров.

Благодаря сравнительно невысокой стоимости и прочностным свойствам, такая древесина широко применяется в наружной и внутренней отделки. Однако следует учитывать высокий уровень гигроскопичности еловых досок – для увеличения срока службы их обязательно надо обрабатывать соответствующими химикатами.

Сосна. Такую вагонку можно считать самым бюджетным решением среди всех хвойных пород, что, впрочем, не умаляет ее характеристик, касающихся внешнего вида досок и их прочности.

У сосновой вагонки есть только два существенных недостатка на которые стоит обратить внимание перед покупкой:

  • Низкая плотность древесины, которая хоть и уменьшает общий вес покрытия, но делает его уязвимым к царапинам и подобным повреждениям.
  • Сосновые доски, даже соответствующим образом обработанные, в течение долгого времени выделяют смоляные капли, что особенно неприятно в случае использования их при отделке в бане. Если в парилке прислониться к просмоленной древесине, то это практически гарантированный ожог.

Лиственница. Единственный недостаток, который можно найти у такого покрытия – высокая стоимость, которая вполне определяется его качеством.

Среди преимуществ, в первую очередь, выделяются прочность этой древесины, которая мало того что высокая сама по себе, но еще и увеличивается со временем, примерно на треть превышая показатели досок, изготовленных из остальной хвойных пород.

Характерная структура лиственницы не только определяет красоту досок, но и придает им исключительные теплоизоляционные свойства. Содержащаяся в волокнах дерева смола является природным барьером, оберегающим его от влажности и насекомых-вредителей, а также в течение всего срока эксплуатации сохраняет природный красноватый оттенок, который отлично смотрится на любой поверхности.

Кедр. Природная пропитка кедровых досок смолами придает им сильный характерный хвойный запах, благотворно влияющий на человеческий организм, а в частности на нервную систему.

Кедровая вагонка это отличный теплоизолятор, а также благодаря высокой плотности имеет высокую устойчивость к механическим повреждениям. При условии правильной обработки, кедровые доски сохраняют все свои свойства в течение нескольких десятилетий, что позволяет использовать их как во внутренней, так и для наружной отделки.

Дополнительный «бонус», который получают владельцы помещений отделанных кедровой вагонкой – это отсутствие комаров, которым не нравится запах этого дерева.

Вагонка из сосны.

Лиственные породы

Так как в составе нет смол и прочих летучих веществ, такие типы вагонки преимущественно применяются для внутренней отделки, включая помещения в саунах и банях. Общий недостаток таких материалов – меньшая долговечность, но зачастую это компенсируется низкой теплопроводностью, что позволяет применять их в помещениях, прогревающихся до высоких температур.

Липа. Отличается сравнительно невысокой стоимостью, исключительной устойчивостью к механическим повреждениям, деформациям и воздействию влаги, что делает изделия из такого дерева идеальным решением для использования в банях или для отделки балконов.
Существенный недостаток такой вагонки – со временем она заметно темнеет, поэтому доски из липы в обязательном порядке нуждаются в дополнительной обработке пропитками предотвращающими гниение дерева.

Ольха. При нагревании досок из ольхи, они выделяют в воздух летучие соединения, получаемые из содержащихся в дереве дубильных веществ. Кроме того, что природа этих соединений благотворно влияет на человеческий организм, само дерево не впитывает в себя влагу, поэтому с успехом используется при отделке помещений, в которых предполагается высокая влажность воздуха.

К прочим преимуществам материала относится низкая теплопроводность, высокие звукоизоляционные свойства и характерная расцветка, благодаря которой ольха легко узнаваема при использовании ее в качестве отделочного материала.

Недостаток, который придется обходить, это сравнительно невысоких срок службы, что исправляется применением защитных составов.

Дуб. Изделия из этого дерева были и остаются элитной «классикой жанра», отличающейся непревзойденным качеством и соответствующей стоимостью.

Высокие прочностные характеристики влияют не только на дальнейшую эксплуатацию изделий, но и на стоимость обработки из чего также складывается их цена для конечного покупателя. Также расценки на вагонку из дуба сильно зависят от ее длины, а для облицовки помещений в бане дизайнеры как раз рекомендуют подбирать длинные и неширокие доски, которые создадут более целостный рисунок.

Вагонка из липы.

Ценные, экзотические породы

Чаще всего под экзотикой подразумеваются изделия, сделанные из красного дерева. Так как ареалом произрастания для него являются исключительно тропические леса, на отечественном рынке такая продукция встречается нечасто и стоимость имеет достаточно высокую. Несмотря на хорошие физические характеристики, такая древесина подходит для всех типов обработки, а размеры стволов деревьев позволяют получать вагонку практически любых размеров. Преимущественно она применяется для внутренней отделки помещений.

Размеры деревянной вагонки

Для различных целей может понадобиться вагонка с определённой длиной, толщиной и шириной, но это не являются сколь-нибудь заметной проблемой, так как производится она во многих размерах, а по длине вообще продается досками от 0,3 до 6 метров с шагом в 10 см.

Обязательно надо учитывать, что чем шире вагонка, тем большая вероятность ее деформации при изменениях температуры или влажности. Соответственно, более узкие доски лучше выдерживают геометрию, а также обладают большей сопротивляемостью к ударным нагрузкам и прочим механическим воздействиям. Определённого декоративного эффекта можно достичь, если в случайном порядке устанавливать доски разной ширины. Этот способ монтажа практически не сказывается на прочности полученной поверхности.

По толщине оптимальным вариантом для внутренних работ являются вагонка размером 12,5 мм – это рассчитанное оптимальное соотношение веса и прочности. Если использовать вагонку для наружных работ, толщину лучше подбирать уже в пределах 15-20 мм, хоть она и выйдет дороже – такие ламели способны удерживать не только свой вес, но и достаточно толстый слой утеплительных материалов.

Длинная вагонка не обязательно изготавливается из цельного куска древесины – зачастую применяется метод сращивания досок по длине, когда в одну ламель соединяются куски размером 150-750 мм. Стыковка производится на микрошип, а само место соединения дополнительно проклеивается и до высыхания клея удерживается под давлением.

Недостатки срощенных ламелей больше относятся к использованию их во внутренней отделке:

  • Технология сращивания не позволяет получить доску тоньше 15 мм, что влияет на ее вес и стоимость.
  • Нет возможности узнать какой клей использовался на производстве и не будет ли он выделять вредных веществ при нагревании – этот фактор часто удерживает от покупки потребителей которые собираются строить баню.

Преимуществом изготовленной таким методом вагонки является отсутствие внутренних механических напряжений материала. Общая длина этих ламелей – до 6 метров, а по сортности они могут относиться даже к классу «Экстра».

Как итог – из перечисленных разновидностей и характеристик вагонки понятно, что ассортимент этого материала, предлагаемый на рынке, может полностью удовлетворить запросы любого покупателя: по качеству, количеству и стоимости.

Вам будет интересно

Вагонка – тонкие панели из дерева, МДФ или пластика – собираются в обшивку путем скрепления по системе «паз-шип». Поэтому для надежного соединения, привлекательного вида облицовки важна точность размеров вагонки. Длина, ширина, толщина профиля, геометрия краевых соединений нормируются стандартами предприятий и должны отклоняться от номинальных как можно меньше.

Стандарты на профилированные облицовочные панели

Типовые размеры облицовочных панелей нормируются отечественными ГОСТами и европейскими стандартами. При этом размеры деревянной или пластиковой вагонки различаются, как и технические требования к ним.

Нормы для деревянных изделий

Отечественные и зарубежные производители придерживаются таких стандартов при производстве облицовочных пиломатериалов из дерева:

  • российские – ГОСТ 8242–88 (описывает любые профилированные изделия из древесины, используемые в строительстве, подробнее данные можно посмотреть ) и ГОСТ 8486–86 (пиломатериалы хвойных пород древесины);
  • Евросоюза – DIN 68126/86 (детальная информация представлена )

Оба типа стандартов описывают требования к качеству древесины и ее обработки, допустимые отклонения размеров, прочность материала и клеевых соединений (если они присутствуют). Нормируется также допустимая влажность пиломатериалов: для изделий, используемых в помещении она составляет 8…12%, для наружных работ – 8…15%. Допустимая влажность 20% приемлема только по согласованию производителя и продавца, при этом покупателей обязаны осведомить о измененных условиях хранения.

Нормирующие требования для МДФ панелей

В РФ не приняты государственные стандарты на производство МДФ-панелей. Поэтому ширина и толщина вагонки, а также условия ее производства разнятся у разных выпускающих предприятий. Нормируются только материалы, на основе которых создаются стеновые панели МДФ:

  • щепа технологическая согласно ГОСТ 15815-83;
  • смола КФ-МТ-15 (карбамидоформальдегидная) по ТУ 6-05-211-1435-87.

Чтобы избежать покупки некачественного материала, необходимо проверить маркировку на упаковке. Важные параметры:

  • данные о производителе, технических условиях производства;
  • область применения плит;
  • их размеры;
  • степень эмиссии формальдегида.

Последний показатель Е1 показывает, сколько миллиграмм вредного вещества выделяют 100 грамм сухой массы материала. Для Евросоюза приемлемым считается Е1 = 8, для РФ Е1 = 10.

Стандарты для ПВХ-панелей

Производство полимерных изделий для внутренней облицовки и других работ внутри помещения нормируется ГОСТ 19111-2001. При этом наиболее значимыми параметрами, которые учитывает стандарт для пластиковой вагонки, являются:

  1. абсолютная деформация при вдавливании – 0,2…1,0 мм;
  2. изменение линейных размеров – не более 2%;
  3. стойкость к удару при температуре +23…-2 градуса Цельсия – не допускается разрушение более 10% образцов;
  4. сохранение цвета и вида поверхности при отсутствии прямых солнечных лучей не менее 3 лет (в зависимости от класса изделий, при наличии УФ-защитной пленки или покрытия срок эксплуатации с сохранением внешнего вида увеличивается в 2….2,5 раза).

Размеры облицовочных панелей не нормируются, контролируется только толщина и количество ребер жесткости внутри планки – они должны выполнение пункта 3.

Типовые размеры вагонки: стандарт и вариации

При определении размеров евровагонки и других типов облицовочных панелей учитывается профиль, отличающийся для разных пиломатериалов. При этом в маркировке значения размеров указываются в таком порядке:

  • ширина вагонки (рабочая или полная), то есть без учета гребня (шипа) или без него. Под рабочей понимается ширина, которую панель имеет после установки в облицовку – паз следующего изделия скрывает гребень, оставляя тем самым на виду только основную часть ламели;
  • толщина – полная толщина планки без учета вентиляционных пазов. Именно толщина вагонки для внутренней отделки имеет решающее значение в плане качества тепло- и звукоизоляции: чем толще пластины, тем хуже они проводят звук и тепло;
  • длина вагонки – длина всей планки, цельной или срощенной (с клеевыми соединения по длине ламели).

Ниже приведены в виде таблицы размеры вагонки из сосны, как наиболее популярного облицовочного материала. Для изделий из ценных пород древесины размеры могут отличаться в соответствии со стандартами выпускающего предприятия.

Тип профиля Изображение профиля в разрезе Ширина, мм Толщина, мм Длина, мм
Классический 95…140 12…15 1200…5700
Штиль 95 15
Штиль тонкая 95…140 12
Американка (скошенная) 140 12-20…14-24
Блок-хаус (выпуклая) 120 18…22
Софт-лайн 138 12,5
Евро 88…110 12,5

Несмотря на то, что стандартами заложена длина евровагонки 1200…5700 мм, допускаются ламели длиной менее метра (300….1000 мм) и достаточно редко попадают на рынок панели с длиной более 3 м.

В зависимости от того, какие размеры вагонки использовались для обшивки, одного кубометра материала хватает для облицовки до 65 квадратных метров поверхности.

Типовые размеры пластиковых и МДФ панелей

Наибольшим разнообразием обладают размеры евровагонки деревянной, полимерные и МДФ ламели имеют меньшее число вариаций габаритов.

Для МДФ-панелей, предназначенных для стеновой облицовки, предусмотрены:

  • толщина 3…30 мм (до 60 мм у шпонированных вариантов);
  • ширина 100…900 мм;
  • длина 2.62, 2.44, 2.8 м (допустимы другие длины, согласно ТУ производителя).

Для ПВХ облицовки типовыми размерами являются:

  • толщина 5…10 мм;
  • ширина – 100…250 мм;
  • длина – 3…6 м.

Наиболее популярны панели с сечением 10х250 мм, они обладают достаточной прочностью и хорошей звукоизоляцией.

Нюансы покупки

Приобретая материал для обшивки, следует убедиться в соответствии реальных размеров заявленным. Для этого необходимо уточнить:

  1. на упаковке указана полная или рабочая (в облицовке) ширина деревянной вагонки? Если производитель маркирует панель по полной ширине, то есть включая гребень, следует узнать его размеры для расчета рабочей ширины. Разница между рабочей и полной шириной евровагонки показана на иллюстрации. Здесь полная ширина – 96 мм, рабочая на 8 мм меньше;
  2. что подразумевает производитель под понятием «толщина» евровагонки. Для профиля с волнистой поверхностью полная высота вагонки составляет 15 мм, но углубления между волнами уменьшают расчетную теплопроводность и звукоизолирующие свойства, поскольку при этом для расчета берется среднее число между максимальной и минимальной толщиной ламели. Поэтому в случае, когда отделка должна выполнять звуко- и термоизоляцию, знание о том, какой толщины вагонка предлагается, очень важно;
  3. геометрию подлежащей облицовке поверхности. С учетом этой информации выбирается длина вагонки. Имеет значение, какой длины вагонка закупается, и в вопросе доставки материала на объект – слишком длинные ламели требуют специального транспорта и условий упаковки.

Информация о принятых нормах, касающихся качества производимой продукции и ее размеров, позволит не совершить ошибки при закупке строительных материалов. Применение этих данных для практического расчета необходимого количества вагонки рассмотрим в следующей статье.

Пожалуйста,

Применение евровагонки разных размеров

Наиболее распространенный и востребованный вид – евровагонка длиной 3000 мм — имеет хорошее сочетание стоимости и качества. Это материал средних размеров с небольшим включением сучков. Используется для оформления жилых помещений, веранд, саун, его удобно укладывать на малой площади. Евровагонка длиной 3 м иногда применяется для обшивки построек.

Следующие типоразмеры длиной 2,5 и 2,7 м подходит для отделки помещений внутри здания (дома или бани), где высота потолка равна 2,5-2,7 метра. В этом случае вагонка укладывается вертикально по высоте помещения, что помогает избежать отходов при обрезке досок, и позволит сэкономить денежные средства.

Следующий типоразмер длиной 4 м подходит для отделки фасадов придомовых строений (бань, веранд) и помещений внутри здания. Достоинства: доступная цена; удобный размер; достойное качество полотна; высокий уровень тепло- и звукоизоляции.

Виды большей длины (5, 6 м) применяют для быстрого монтажа ровных фасадных стен. Гладкая поверхность не имеет зазоров, сколов. Размер вагонки из сосны 6000 мм – наиболее редкий и дорогой в данной категории.

Эстетичный материал без дефектов подходит для внутренних отделочных работ.

Евровагонка сортов ВС и С выпускается в размерах 2,5 , 2,7 и 3 м. Применяется для наружной обшивки и внутренней отделки. За счет больших гребней евровагонки, при ее монтаже не появляются трещины, зазоры. Материал сорта ВС укладывают на полу и стенах, обшивают фасады приусадебных построек.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *