Роспись по дереву

Рисование красками по дереву

Акриловая краска — достаточно универсальный материал, она хорошо ложится на многие поверхности: от бумаги до металла и одежды. Кроме того, специальные лаки и закрепители помогают сохранить нанесенный рисунок не тронутым. Создание акриловых красок открыло много новых горизонтов для творчества и сделало проще уже известные ремесла. Роспись по дереву и посуде известны с давних времен, но с появлением акрила, эти виды прикладного творчества стали более простыми, доступными, а следовательно и более популярными.

Раньше при росписи разделочных досок в основном использовали гуашь, а затем посто покрывали лаком. Теперь можно просто нанести рисунок акриловой краской, не закрепляя его специальным лаком.

Таким образом, для того, чтобы сделать красивую и эксклюзивную разделочную доску, нам понадобится: заготовка из дерева или фанеры, электрический лобзик,нождачка, карандаш, акриловые краски и кисточка. Сначала нужно сделать саму доску. Для этого берем заготовку и электролобзиком выпиливаем ту форму, котораялучше всего подойдет для вашего замысла. Форма может быть самой разнообразной: от обычного квадрата или прямоугольника до резной фигуры животного или птицы. Когда наша заготовка приобрела нужную нам форму, зачищаем все неровности наждачной бумагой. Наждачку лучше использовать разной жесткости: сначала убираем все крупной, а затем доводим до ума более мелкой бумагой.

Затем приступаем непосредственно к самому рисунку. Простым карандашом наносим задуманный узор на одну из сторон нашей доски. Прорисовываем все мелочи и детали. Затем беремся за кисть и краски. Стоит отметить, что для акрила подходит далеко не любая кисть, например белка, столь искусно справляющаяся с акварелью, будет менее покладистой. Лучше взять кисть, состоящую из синтетичексих волокон, имитирующих колонок. Можно, конечно, купить кисть и из самого ворса колонка, но стоить она будет в разы дороже, а качественной разницы вы не заметите. Кисти лучше взять разных номеров: большие и маленькие. Крупной кистью закрашиваем большие плоскости, стараясь равномерно распределять цвета. Когда первый слой просохнет, берем тоненькую кисть и добавляем мелкие детали и поправляем все неровности. Затем даем нашей доске хорошенько просохнуть.

Если вы хотите получить глянцевое блестящее изображение, то можете покрыть доску специальным лаком по дереву. Делать это нужно в хорошо проветриваемом помещении. Обязательно дайте хорошенько просохнуть лаку перед применением разделочной доски по прямому назначению.

Разновидности мастерства

Виды росписи зависят от местности происхождения. В каждом городе и в каждой губернии мастера и ремесленники расписывали посуду и другую утварь по-своему, вырабатывая постепенно свой собственный стиль письма. Отмечая особенности в цветах и формах, можно повторить за мастерами традиционную роспись.

Если говорить о подносах, то, пожалуй, первой приходит на ум жостовская роспись из села Жостова, расположенном в Московской области. Известность жостовские подносы получили в XIX веке, когда и купцы, и знать, и интеллигенция России стали пить чай. Подносы с пышными лепестками и листьями на черном фоне стали украшением многих знатных домов, в которых устраивались чаепития. Традиционно роспись наносится масляными красками на подносы из жести.

Жостовские мастера многим обязаны уральским ремесленникам, которые начали расписывать металлические подносы еще в XVIII веке. Нижнетагильская роспись известна далеко за пределами России и считается предшественницей жостовской. Уральские мастера не только расписывали подносы, но и выковывали их, придавая различные формы. Как правило, на подносах красочно изображали растительность (цветы, ягоды, листья) и бытовые сцены, а также иллюстрации к былинам и сказкам.

Московская роспись появилась в начале XIX века. Она существенно отличается от привычных, традиционных стилей росписи. Для нее характерна большая палитра красок, создающая различные нежные оттенки, переходы и затемнения. Мастера изображают цветы, листья, птиц и целые пейзажи.

Яркая и нарядная роспись, которую узнают даже дети, называется хохломской. Когда и где точно зародилась эта роспись «под позолоту» историки не могут назвать до сих пор. Предполагается, что ее родина – Нижегородская область, а именно город Семенов, который в XVII веке был поселением старообрядцев. Возможно, именно выходцы из этого селения стали первыми хохломскими мастерами.

Хохлома привлекает своей яркостью и пышностью. Для росписи используются краски золотого, черного, красного и желтого цветов, любой из которых может стать основным, фоновым. Также иногда используется зеленая краска для изображения листьев.

Переходим к уроку

Роспись жестяных подносов, как правило, делается маслом или акриловыми красками. Мастера жостовской росписи используют для своей работы масляные краски, разбавленные льняным маслом и скипидаром.

Акрил также можно использовать, но чтобы поднос блестел и не протирался, роспись по завершении необходимо обязательно покрыть глянцевым лаком в несколько слоев.

Кроме краски, понадобятся также следующие материалы и инструменты:

  • поднос из металла или дерева;
  • натуральные кисти разного размера (широкие, плоские, тонкие);
  • баночка с золотистой краской (позолотой);
  • лак;
  • кракелюр;
  • жидкость для обезжиривания поверхностей;
  • наждачная бумага и грунтовка для деревянных подносов;
  • тряпки.

Рассмотрим поэтапно, как можно расписать поднос:

  1. Подготовка. Если поднос из жести, его необходимо отмыть от загрязнений и ржавчины, протереть обезжиривающей жидкостью. Если это деревянный поднос, то его необходимо зашкурить, чтобы избавиться от неровностей и шероховатостей, и покрыть грунтовкой.

Бесцветный поднос необходимо покрасить основной краской (например, черного цвета), которая будет играть роль фона. Цвет фона может зависеть от вида росписи, а также от задумок автора.

  1. Нанесение эскиза. Это можно сделать двумя способами: нанести контуры основных деталей рисунка или сделать так называемую замалевку.

Рисунки можно наносить по шаблону или от руки с помощью карандаша. Однако если на деревянном подносе линии будут отчетливо видны, то на жестяном черном подносе будут едва улавливаться. Именно поэтому лучше начинать работу сразу красками. Если нет уверенности в рисовании, то для начала стоит потренироваться на бумаге гуашью.

Техника замалевки применяется для росписи жостовскими мастерами. Она заключается в нанесении краски непосредственно на поднос без предварительного эскиза. По сути, это и есть эскиз: широкой кистью отмечают формы и нахождение всех крупных деталей – цветов и листьев. Замалевка, как правило, делается светлыми красками (добавляются белила), чтобы затем можно было придать деталям необходимый цвет и насыщенность.

Чтобы обозначить переход теней, необходимо наносить краску двух оттенков (светлого и темного) широкими кистями. Таким способом можно расписать поднос цветами в жостовском стиле, например, красивыми пышными маками, как на фотографиях ниже.

  1. Прорисовка мелких деталей и теней или выправка. Для этого лучше использовать неширокие и тонкие кисти. Прорисовка зависит от выбранного стиля и может делаться темными красками или, наоборот, светлыми. Жостовские цветы «светятся», то есть обрабатываются белой краской широкими мазками. В московской росписи накладываются тени и прорисовываются мелкие линии и детали. От степени прорисовки зависят «глубина» и выразительность подноса.

Также при необходимости сделать тонкий орнамент по бортам подноса. Чаще всего он делается золотистой или белой краской.

  1. Сушка росписи. Обычно изделие оставляют в прохладном месте на 24 часа. Лучше сушить естественным способом без применения фена и других средств.
  1. Покрытие лаком. Лакируется поднос в несколько слоев. Во-первых, это поможет выровнять роспись и придать ей блеск, во-вторых, лак защитит краску от старения и механического воздействия.

Роспись на деревянных поверхностях можно покрыть кракелюрным лаком, чтобы придать им эффект старины и уюта, как на фото ниже:

В зависимости от выбранного стиля росписи можно получить очень красивые и оригинальные подносы, которые будут вносить уют в каждое чаепитие.

Виды росписи по дереву

Прежде чем определиться, какой стиль подойдёт для новичка, необходимо ознакомиться с классикой. Существует множество техник и видов росписи по дереву. Этим искусством издревле занимались и взрослые, и дети. Они изображали цветы и сцены из былин на деревянной посуде, предметах интерьера, панно. Орнаменты, рисунки, узоры — в каждом уезде имели особенности и значение. Зачастую название роспись получала от названия города, где зародилась техника.

Главное место в этом виде искусства занимает классическая роспись по дереву.

К ней относятся:

  • мезенская;
  • хохломская;
  • северодвинская;
  • городецкая.

Также рекомендуем прочитать:

Мезенский декор

Мезенская роспись — один из старейших видов декорирования. Она зародилась ещё до крещения древней Руси. Это отображается в орнаменте, который содержит языческие символы.

Для этого вида характерной чертой является использование в рисунках геометрических фигур — ромбов, крестов, дисков, а также схематических изображений лошадей и оленей. Каждый элемент имеет свое значение. Цветовая гамма — черный и красный.

Дерево перед работой не грунтуют, окрашивают красной краской, затем делают черную окантовку.

Особенности хохломы

Зародилась в 17 веке в окрестностях Нижнего Новгорода. Отличается яркостью и насыщенностью цветовой палитры. Для изображения цветов, ягод, веток, реже — зверей и птиц, используют три основных цвета: черный, красный и жёлтый (золотой), один из которых фоновый.

Хохлома использует старинную иконописную технику золочения. Для экономии фон раскрашивается серебром либо оловом, затем наносится основное изображение и покрывается варёным льняным маслом (олифой) несколько раз (каждый слой просушивается отдельно в печи). От высокой температуры образуется золотистая пленка и серебряный фон переливается золотом. Расписываются деревянные изделия от руки без предварительного контурирования.

Северодвинская роспись

Эту роспись по дереву называют международной. Издавна на берегах реки Северная Двина останавливались поляки, старообрядцы, крестьяне-переселенцы — все, кто хотел уединиться и найти спокойное место. Они внесли свой вклад в развитие искусства росписи Севера.

Узнать технику можно по следующим признакам:

  • выполнение работ желтыми, красными и чёрными цветами;
  • использование в изображениях мифических существ (русалки, птицы);
  • присутствие изображений медведя и льва;
  • разделение мира на три части — земной, небесный, подземный.

На свадьбу молодым дарили изделие с изображением дерева жизни и пары голубей.

Городецкие узоры

Городецкая роспись, как и хохлома, появилась в Нижнем Новгороде, только гораздо позже — в 19 веке. Сюжеты из сказок и былин, городские сцены, цветочные композиции — основные изображения этой техники. Художники наносили рисунок без предварительного эскиза, вручную. Расписывали изделия темперными красками по яркому фону.

В первую очередь наносится фон, затем крупными цветовыми пятнами эскиз, рисунок раскрашивается тонкой кистью, и завершается роспись тонкими штрихами и точками белого цвета для детализации и контрастности. Кроме классических техник росписи, существует множество других, не менее ярких: владимирская, петриховская, гжель, волховская и др.

Подготовка к работе

Изучив основные виды и техники росписи, перед работой над изделием нужно подготовить все необходимое для творчества:

  • деревянную заготовку либо предмет для росписи;
  • карандаш и ластик;
  • мягкую и жёсткую наждачную бумагу для очистки дерева;
  • листы для эскизов или шаблоны;
  • палитру;
  • набор кистей;
  • краску;
  • посуду для жидкости;
  • морилку, чтобы подчеркнуть рельефность дерева и придать определенный оттенок;
  • грунтовку;
  • лак для защиты изображения.

Начинающему мастеру важно правильно подготовить поверхность к работе. Нужно очистить и отшлифовать заготовку наждачной бумагой. В качестве грунтовки можно использовать краску для фона. После нанесения и просыхания рисунка важно закрепить результат прозрачным лаком, тогда произведение будет дольше радовать своим насыщенным и ярким цветом.

Выбор кистей также немаловажен. Для росписи чаще используют кисточки натуральные — беличьи, соболиные и колонковые. Для акриловой росписи подойдут и синтетические. Размеры кисточек обозначены цифрами. В работе используются кисти разных размеров, в зависимости от величины элементов рисунка, которые расписываются.

Виды красок

Для создания красивого и качественного изделия насыщенного цвета необходимо правильно подобрать краски. Поскольку дерево — это материал, который обладает разными свойствами (рассыхается, трескается со временем), важно выбрать краску стойкую и качественную.

Сегодня выбор красящих средств очень широк, в зависимости от мастерства и самого изделия для творчества, можно выбрать оптимальный вариант.

Чтобы расписанные предметы быта и мебели, посуда, игрушки, сувениры, шкатулки и доски не меняли свой цвет под воздействием солнца и воды, мастера-художники с незапамятных времён использовали темперную краску. Преимуществ у темперы достаточно.

  1. Легко растворима в воде.
  2. После высыхания ее нельзя размыть.
  3. Имеет однородную текстуру и покрывает рисунок непрозрачным слоем.
  4. Она не трескается, в отличие от аналогов.
  5. Хранится в закрытой посуде, не загустевает, не покрывается плесенью.

Изготавливается краска вручную, процесс довольно трудоемкий. Основа состоит из яичного желтка, который растирается с красителем.

На сегодняшний день представлены несколько вариантов темперы:

  • казеиновая — основой служит белок из молока животных;
  • яичная — состоит из яйца, масла растительного, лака;
  • гуммиарабиковая — на основе затвердевшей смолы дерева акации.

Важно знать, что ингредиенты темперной краски не взаимодействуют с металлами.

Особенности росписи акрилом и маслом

Для получения стойкого и насыщенного цвета изображения применяют акриловую и масляную краску. Они удобны в использовании, довольно густые по консистенции, их можно смешивать для достижения большего эффекта. Акрил сохнет быстрее масляной краски и имеет более насыщенную палитру цветов — это их основные отличия. Главным преимуществом акрила является создание защитной пленки на деревянной поверхности, поэтому нет необходимости в дополнительном вскрытии лаком (исключение — посуда, которая в дальнейшем будет использоваться).

Роспись по дереву акриловыми красками для начинающих включает: шлифовку заготовки; выравнивание поверхности; перевод рисунка; саму роспись; сушку готового изделия.

Акварельная роспись по дереву

Особенность росписи акварелью по дереву заключается в быстром нанесении. Поскольку дерево от переизбытка влаги может испортиться, необходимо раскрасить деревянную заготовку быстро. С помощью акварели можно создавать воздушные образы, оттенять, делать плавные переходы. Для большего эффекта ее можно смешивать с другими видами красок.

Эта краска наиболее точно передает натуральные цвета, оттенки и идеально подходит для рисования портретов. Новичкам для тренировки можно выбрать деревянную заготовку матрёшки. Для начала необходимо перевести рисунок на изделие. Чтобы краска лучше ложилась, по нужному участку провести раз мокрой кисточкой. Сначала расписываются большие элементы рисунка, после чего они придаются цвету. После росписи изделие просушивается и вскрывается лаком.

Художественная гуашь

Альтернативой акриловой, масляной и акварельной краске для начинающих мастеров станет гуашь. Однако она уступает акриловой краске в яркости и насыщенности цвета. Процесс росписи гуашью трудоемкий, но увлекательный. Для создания деревянного изделия необходимо:

  • отшлифовать и отполировать доску наждачной бумагой;
  • покрыть заготовку морилкой для защиты структуры дерева;
  • прогрунтовать акриловой краской, подобрав нужный цвет;
  • перевести рисунок на доску либо от руки нарисовать эскиз будущего орнамента;
  • расписать изделие, предварительно добавить в гуашь клей ПВА, чтобы лучше ложилась краска;
  • покрыть лаком после окончания работы.

Акриловая темпера — краска для росписи

21.06.2013

В данной статье используется старое название краски для росписи — акриловая темпера.

В настоящее время во многих городах появилась мода на русский колорит и интерьеры в «деревенском» стиле. Все чаще и чаще мы встречаем кафе с росписью под хохлому на стенах и столах, сумки с традиционной русской вышивкой и даже ноутбуки, расписанные под гжель или в технике пермогорской росписи, не говоря уже о сувенирах и посуде, которые встречаются на каждом шагу.

Такие эксклюзивные вещи раньше создавали мастера, из поколения в поколение передававшие свой навык и учившиеся росписи с детства. Дело здесь не только в умении красиво рисовать, но и в умении производить в ручную краски, олифу, вытачивать из дерева посуду.

В современном мире все намного проще — краски и деревянные заготовки каждый может приобрести в магазине, но по-прежнему не все могут освоить технику росписи. Чаще всего это происходит из-за краски, используемой для традиционной росписи по дереву. Это темперные краски на основе ПВА — довольно сложный и капризный материал, к которому не каждый может приноровиться.

Темпера на основе ПВА проста, хоть и не идеальна в употреблении, разводится водой, не желтеет, но её существенный недостаток состоит в том, что со временем она имеет тенденцию к растрескиванию. Так же встречается казеиновая, гуммиарабиковая и акриловая темперы.

Казеиновая темпера имеет хорошую устойчивость к внешним воздействиям, хорошо держится на любых поверхностях, ей можно писать пастозно. Но эта краска не предназначена для корпусного наложения, как делается в масляных красках, т.к. начинает трескаться. Срок использования масляно-казеиновой темперы составляет всего 6 месяцев. По истечении гарантийного срока происходит расслоение эмульсии и коагуляция пигмента.

Гуммиарабиковая темпера является не очень хорошим материалом для долгосрочного использования, т.к. довольно легко и быстро растрескивается. Темпера эта по качествам своим значительно уступает яичной и казеиновой, но вследствие присущей ей легкости тона нравится некоторым художникам. Она имеет слабую способность прилипания, так что не пристает к масляному грунту и скатывается с него.

Однако, для любителей русской культуры, желающих создавать новые шедевры расписных изделий, появилось совершенно новое средство, позволяющее сделать работу легче и приятней – темперные краски на основе акрила.

Основные плюсы темперы основе акрила, то что отличает ее от темперы на основе ПВА:

1. Лёгкое нанесение;

2. Быстрое высыхание, что важно при росписи небольших объектов, где лёгко случайно растереть краску рукой;

3. Равномерное покрытие поверхности; возможность разводить водой без расщепления краски;

4. Краска не скатывается комочками.

5. Эти краски можно использовать не только для росписи, но и для всех видов живописных работ.

N.B. В работе следует учитывать, что из-за разной основы, пва-темпера и акриловая темпера не смешиваются. Смешивая их вы можете испортить краски.

Эти свойства чаще всего отсутствуют в темпере на основе пва или присутствуют лишь частично, что сильно осложняет работу с ними.

Остальные свойства, характерные для темперы соблюдаются в обоих случаях: сохраняется бархатистость поверхности, густота и хорошая укрывистость краски. Приятным дополнением акриловой темперы, является возможность работать тонкими жесткими кистями, с которыми сложно работать темперой на пва.

При этом мягкими кистями акриловая темпера наносится сложнее, если рука не «набита» из-за медленной работы мастера и быстрого высыхания краски (кисть начинает подсыхать и портиться), но данная проблема легко решается при помощи пасты-разбавителя, замедлителя высыхания акриловых красок или обычной воды . Все три этих средства подходят для смешения с темперными красками на основе акрила, но нужно учитывать особенности каждой смеси в зависимости от того какой результат вы хотите получить.

1. При смешивании с водой: проще обращаться с мягкой кистью, краска легко укладывается, но остаются разводы при любых пропорциях воды и краски. Темпера начинает походить по свойствам на гуашь. Однако в данном случае на краске могут появиться разводы и укрывистость сильно ухудшается.

2. При смешении с пастой-разбавителем: Наилучший вариант при традиционных росписях. В смеси примерно 5 частей краски на 1 часть пасты получается хороший результат. Краска легко скользит, что не затрудняет движения кисти, дольше высыхает, что так же выгодно для росписи мягкими кистями. Поверхность при нанесении очень красивая по текстуре. Такая смесь оставляет меньше разводов. Выгодный вариант с эстетической точки зрения и по укрывистости.

3. При смешивании с замедлителем высыхания нанесение мягкой кистью упрощается за счет легкого скольжения кисти по поверхности. Это свойство краскам придает структура замедлителя высыхания. При смешении с водой такого эффекта нет. При этом обычные характеристики краски, укрывистость и бархатистость поверхности, не изменяются, но остается проблема разводов, хотя и не такая выраженная как при смешении с водой. При определенном навыке работы с темперой неплохой вариант при смешении 5 частей краски на 1 часть замедлителя.

Как уже говорилось ранее, темперная краска на основе акрила может использоваться для любых видов живописных работ. По собственному опыту скажу так же, что она является прекрасной альтернативой гуаши. В готовых работах получаются более сочные и яркие цвета, при том, что работать гораздо легче.

Благодаря высокой укрывистости акриловая темпера широко применяется в популярной сейчас технике «One Stroke». Краски хорошо ложатся плавным мазком и легко перекрывают даже темные подложки.

И напоследок желаю всем удачи в творческих начинаниях и в возрождении русской культуры. Согласитесь, есть что-то очень привлекательное во всех этих деревянных ложках, расписных подносах и нежном, бело голубом фарфоре, которые создавали наши предки. Таким вещам всегда найдется место в любом интерьере, и вы собственными руками можете создавать их, стоит только захотеть.

Художник Аверинова Александра.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *