Столицы древней руси

Москва (1389-1712 гг.).

В правление Ивана III и Василия III завершилось объединение Руси со столицей в Москве. Иван III стал тогда первым суверенным главой, когда отказался подчиняться хану Орды. Преемником великого князя московского Ивана III стал Иван IV, который в 1547 году принял царский титул и стал Иваном Грозным, который завершил формирование суверенитета Государства Российского.

На Иване III заканчивается история князей и государства Руси, и начинается история Русского царства, а затем – Российской империи.

Сегодня столицей России является Москва. Является, в общем-то, заслуженно. Именно этот город сыграл наибольшую роль в становлении и усилении Российского государства, стал центром собирания русских земель после периода феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига. Но в разное время столицами нашей страны являлись и другие города. Какие же? Разберёмся в этом посте.

1) Новгород (862 — 882 гг.)

Как известно из летописей, основателем русского государства является легендарный князь Рюрик. Князь Рюрик был призван славянами и другими племенами, жившими на севере будущей Руси в 862 г. В результате первой столицей Руси стал Новгород, откуда Рюрик правил почти 20 лет. Одна из древнейших частей города сейчас носит название Рюриково городище, согласно легендам, именно здесь и располагалась резиденция первого русского князя. Не случайно именно в Новгороде в 19 в.был установлен памятник в честь тысячелетия Руси.

В некоторых источниках встречаются сведения, что первоначально Рюрик прибыл не в Новгород, а в Ладогу, в связи с чем в некоторых списках российских столиц именно это город называют первой столицей Руси. Однако данная информация не имеет стопроцентной достоверности, в любом случае, если Рюрик и находился в Ладоге, то очень недолго.Так что с большим основанием первой столицей Руси всё-таки следует считать Новгород.

Новгород не только дал начало русскому государству. Он сыграл огромную роль в истории России и после 882 г. Именно новгородскими князьями изначально были такие выдающиеся русские князья, как князь Владимир, крестивший Русь, Ярослав Мудрый, а также Александр Невский. Новгород сыграл огромную роль в освоении русскими обширных северных земель, в отражении попыток завоевания Руси со стороны шведов, немцев и других западных интервентов.

2) Киев (882 — 1132 гг.)

Рюрик объединил северную часть Руси, но южная часть будущей Руси, также населённая восточными славянами, ещё находилась под влиянием Хазарского каганата. Олег, второй князь русского государства, решил расширять его на юг. В 882 г., собрав достаточно крупное войско, он захватил Киев. Согласно легенде, в то время в Киеве правили Аскольд и Дир, бывшие бояре, отпущенные Рюриком на службу к византийскому императору. Однако не добравшись до Византии, Аскольд и Дир остановились в Киеве, где объявили себя князьями. Олег же, узнав об этом, решил наказать самозванцев, а заодно и присоединить Киев к русскому государству. Поскольку Киев был удобным плацдармом для дальнейшего расширения Руси на юг, Олег перенёс в город княжескую резиденцию, и, согласно летописям, заявил, что отныне «Киев будет матерью городов русских».

Долгое время Киев действительно был столицей Руси. Но в 11 в. после смерти Ярослава Мудрого начался постепенный распад единого государства. Русь (как, впрочем, и многие другие страны) вступила в эпоху феодальной раздробленности. В 1097 г. на съезде князей в Любече было решено, что во избежание междуусобиц главные города Руси отныне закрепляются за своими князьями и их потомками. Это решение вскоре привело к формированию удельных княжеств. А после смерти знаменитого Владимира Мономаха и его сына Мстислава в 1132 г. единство Руси было окончательно утрачено. Киев потерял статус столицы Руси и оставался лишь столицей удельного Киевского княжества.

На протяжении 12-13 вв. влияние Киева всё слабело. Это происходило из-за того, что собственной сильной княжеской династии в Киеве так и не появилось. Зато бывшая столица оставалась яблоком раздора для русских князей, правивших другими русскими княжествами. В отдельные периоды киевский престол занимал то один, то другой князь с перерывом в несколько месяцев.

В 1240 г. после упорной осады Киев был взят армией хана Батыя и подвернут страшному опустошению. Почти все жители города погибли, и он надолго утратил какое-либо значение. Лишь во времена Российской империи в 18-19 вв. Киев вновь становится более-менее крупным городом.

3) Период феодальной раздробленности и ига (1132-1480 гг.) — у Руси нет столицы

В 1132 г. Русь распалась, и Киев потерял статус её столицы. Некоторое время он ещё оставался самым крупным и богатым городом Руси, а киевский престол сохранял привлекательность для русских князей. Но усиливались и приобретали влияние и другие города, ставшие центрами самостоятельных княжеств. Среди главных русских городов того времени, помимо Киева, выделялись следующие:

  • Новгород, отделившийся от Киева в 1136 г. Главную роль в нём стало играть формально вече, а фактически — боярская и купеческая олигархия. Владения Новгорода в период независимости протянулись на огромные территории, а сами новгородцы называли своё государство не иначе, как Господин Великий Новгород. Новгород также остался единственным крупным городом Руси, не пострадавшим от монгольского нашествия, но олигархическая форма правления, при которой местные купцы и бояре боролись прежде всего за корыстные интересы, не позволила городу стать центром объединения русских земель. В 1478 г. Новгород потерял независимость и стал частью Московского государства.
  • Галич, который в 1141 г. стал столицей сильного Галицкого княжества, а затем и Галицко-Волынского княжества, объединившего земли Юго-Западной Руси. Наибольшего влияния это княжество достигло при князе Данииле Галицком, но после его смерти погрязло в междуусобицах и в конце концов в 1392 г. потеряло самостоятельность, став добычей соседних Венгрии и Польши.
  • Владимир, с 1157 г. стал столицей Владимиро-Суздальского княжества, объединившего большую часть земель Северо-Восточной Руси. Владимир был не первой столицей княжества, до него столица находилась в Ростове, затем в Суздале, но именно во время правления князя Андрея Боголюбского, который и перенёс столицу во Владимир, княжество стало, фактически, самым мощным и влиятельным среди других русских княжеств. В 1238 г. город был взят монголами и сильно пострадал, но и после этого оставался одним из главных центров Руси. В 1243 г. владимирский князь Ярослав Всеволодович получил в Орде первый ярлык на великое княжение, тем самым монголы назначили его старшим над всеми русскими князьями. Следующим великим князем становится сын Ярослава Александр Невский. А в 1263 г. после смерти Александра Невского Владимиро-Суздальское княжество делят между собой его сыновья.
  • Москва, с 1263 г. столица Московского княжества, образовавшегося после распада Владимиро-Суздальского княжества. Первым московским князем стал малолетний сын Александра Невского Даниил, получивший в княжение самый захолустный удел. Однако за время правления Даниила и его преемников Москва значительно усилила своё влияние, и в конце концов стала центром объединения русских земель. При Иване III Московское княжество становится достаточно сильным, чтобы объединить большую часть русских земель и добиться независимости от Орды. В 1480 г. московские войска отражают вторжение ордынского хана Ахмада, после чего Москва фактически становится столицей возрождённого русского государства.

4) Москва (1480-1712 гг., 1727-1732 гг., 1918 г. — наши дни)

В 1480 г. Московское княжество полностью освобождается от власти Орды. К тому времени большая часть русских княжеств уже вошла в состав Московского, а в последующие десятилетия московские князья присоединяют последние ещё формально самостоятельные русские княжества. Юго-Запад Руси был к тому времени захвачен Литвой, Польшей и Венгрией, и борьба за их возвращение затянулась на несколько столетий.

В 16 в. русское государство значительно усилилось и расширилось. В 1547 г. Иван Грозный принимает титул «царя и великого князя всея Руси». Но в начале 17 в. наступают тяжёлые времена. В 1610 г. Москву занимают поляки, имевшие планы оккупации России и включения её в состав Польши. Однако благодаря Минину и Пожарскому этим планам не суждено было сбыться. В период оккупации Москвы роль главных центров сопротивления сыграли такие города, как Нижний Новгород и Ярославль. Нижний Новгород отказался подчиняться обоим Лжедмитриям, а также полякам, а в 1611 г. в городе было собрано ополчение, а затем создан «совет всея земли», взявший на себя функции народного правительства. Весной 1612 г. совет перебрался в Ярославль, а осенью 1612 народное ополчение разгромило под Москвой польских интервентов и освободило столицу.

В 1700 Пётр I начинает Северную войну со Швецией за выход к Балтийскому морю. Несмотря на первоначальные неудачи, в 1703 г. русские войска захватывают Ингерманландию, и здесь в устье Невы строится сначала крепость, а затем и город Санкт-Петербург. В 1712 г. Пётр I делает новый город столицей России. В 1721 г. Северная война заканчивается победой, Россия провозглашается империей, окно в Европу прорублено.

В 1727 г. императором становится 11-летний Пётр II, а фактически власть оказывается в руках боярских группировок. Вскоре царский двор переезжает в Москву, которая на время вновь становится столицей. Но в 1730 г. Пётр II умирает, и с 1732 г. столица возвращается в Петербург.

Лишь в 1918 г. Москва снова становится столицей. В феврале 1917 г. в Петрограде происходит революция, а в октябре 1917 г. ещё одна и власть оказывается в руках большевиков. Но идёт первая мировая война, и обстановка угрожающая — немецкие войска подступают к Петрограду. В этих условиях в 1918 г. правительство большевиков переезжает в Москву. Хотя немцы так и не заняли Петроград, Москва осталась столицей России и является ею вплоть до настоящего времени.

5) Петербург (1712-1727 гг., 1732-1918 гг.)

В 1703 г. в устье Невы начинается строительство нового города. получившего (в честь апостола Петра) название Санкт-Петербург. Город должен был защищать важнейший торговый путь, связывавший Россию с Европой. Также он должен был стать важнейшим портом и базой флота на Балтийском море. Хотя местность была не самой удобной для строительства, благодаря настойчивости Петра строительство активно продвигалось. Царь настойчиво требовал строить всё по чертежам, а не как попало, планируя превратить Петербург в образцовый город европейского типа. А в 1712-1714 гг. сюда перебрался сначала царский двор, а затем и прочие правительственные учреждения. Петербург на два столетия стал новой столицей России.

В 1727-32 гг. столица было вернулась в Москву, но затем снова была перенесена в Петербург. Преемники Петра немало сделали для обустройства города, возведя здесь великолепные дворцы, музеи и прочие памятники архитектуры, проложив каменные набережные и широкие проспекты. Мечта Петра об образцовом европейском городе полностью осуществилась.

В 1914 г. город был переименован в Петроград, а в 1918 г. из-за угрозы вторжения немецких войск столица была перенесена из Петрограда в Москву. Петербургу же осталось лишь звание культурной столицы.

По Старой Ладоге зимой. Первая столица Древней Руси. Крепость, монастыри и церкви.

Старая Ладога — это одно из самых важных мест в русской истории!
Считается, что именно здесь была первая столица древнерусского государства, откуда потом и получилась нынешняя Россия, именно здесь обосновался первый правитель Древней Руси, приглашенный из Скандинавии варяг Рюрик. Через Старую Ладогу проходил знаменитый путь «из варяг в греки», и с этим связано именно здесь появление первой каменной крепости древнерусского государства.
Но еще это место интересно тем, что оно невероятно богато достопримечательностями, причем так, что интересно будет каждому. Есть все, на любые вкусы, даже рыбу половить можно, и очень неплохо! Ну а главное для туристов здесь — это каменная крепость, два монастыря, несколько церквей , причем три самых древних храма Ленинградской области расположены все в Старой Ладоге, а также две больших пещеры.
В Старой Ладоге мы были много раз, начиная с 2011 года, ведь в такое место само собой будет хотеться возвращаться снова и снова. Но в этот раз у нас был план — покорить сразу все, побывать там, где еще не смогли, и особенно это касалось неприступных и сложных пещер. О штурме подземелий я расскажу в следующий раз, а пока отчитаюсь о прогулке по историческим памятникам этого древнего села, в прошлом бывшего городом.

Дорога
Вообще, в Ленинградской области, как и в других местах России, сложилась странная ситуация. Есть уникальные туристические объекты, ценные памятники истории, к которым туристы бы валили в огромном количестве. И развить внутренний туризм при таких исходных данных было бы проще простого, если б это хоть кому-то было надо. Но все делается так, чтоб максимально затруднить дорогу к достопримечательностям, и в итоге они остаются вообще не известными петербуржцам, живущим недалеко от них…В Старой Ладоге не так все плохо, как в случае с другой древней крепостью Ленобласти в Копорье, но и хорошего мало. Чтоб доехать сюда, надо сначала сесть в электричку, идущую до Волхова, билет на которую будет стоить около 300 рублей, если ехать с Московского вокзала, и 273 рубля, если ехать от Обухово. Ехать в ней минимум два часа, иногда дольше. Потом сесть на автобус, который ходит раз в час (в Копорье автобусов вообще три штуки в сутки, и едут они так долго, что потом уже ничего не хочется). Стоимость билета 50 рублей. В итоге, чтоб попасть в село, до которого 120 км, надо потратить 3 часа времени в один конец, а дорога туда и обратно обойдется в 700 рублей. И это в идеальном случае. Для примера — в Выборг доехать можно всего за час, правда, тоже дорого. Проблемы с транспортом на туристических маршрутах, а также чрезвычайно завышенная стоимость на перевозку пассажиров со стороны монополиста РЖД — все это делает туризм в России не очень привлекательным для многих.

Вот что будет думать иностранец, стоя на автобусной остановке, где свисает ТАКОЕ?
Впрочем, это не главная беда. Когда мы приехали, то автобус в 11.00 не пришел. Вот просто не пришел, и все, хотя на остановке ждали 20 местных жителей плюс наша группа. И никто не удосужился ничего сказать пассажирам. Когда одна тетка стала звонить диспетчеру, тот соизволил ответить, что не будет автобуса, ждите следующего, в 12.40. Вот такие отношение к людям. Кстати, сюда по огромному количеству таксистов у вокзала, они в доле от происходящего, все пассажиры были быстро развезены ими по пунктам назначения, а таксисты неплохо заработали. Нас было 9 человек, нам пришлось взять 2 машины по 400р.

Никольский монастырь
Первый исторический и архитектурный памятник, который встречает тех, кто приехал в Старую Ладогу — это Никольский монастырь.

Он не похож на крепость, ограда и башни у него чисто декоративные. Крепость ему не была нужна, потому что рядом стояло могучее каменное укрепление, вокруг которого потом вырос город Ладога

Считается, что монастырь основал сам Александр Невский, в честь своей победы над шведами в Невской битве, которая состоялась в 1240 году. Первое же летописное упоминание монастыря относится к 1401 году. До этого летописи о нем ничего не сообщали, хотя появился он , конечно же, раньше.

Все современные постройки монастыря появились уже после разорения этих мест шведами в Смутное время. Из древних построек сохранилась лишь Никольская церковь — она в середине монастыря, без креста на куполе.

Возраст Никольской церкви неизвестен. Но предполагают, что она построена в 12 веке, то-есть в эпоху домонгольской Руси, когда Древняя Русь была на пике своего могущества. То-есть, храм появился раньше монастыря

В монастырь явно идут большие деньги, но древняя церковь не реставрируется, и состояние ее аварийное. Хотя , зная, как у нас обычно » реставрируют», уж лучше пусть так. Тем более, что мы можем видеть разные слои, отпечатки разных эпох, а если все побелить — это исчезнет.

Старинные монашеские корпуса тоже в печальном состоянии.

Зато в углу монастыря уже второй год какое-то странное заведение, то ли кафе летнее, то ли пивнушка. И более вероятным кажется второе…

А 8 лет назад мы фотографировались в этом углу, у красивой башенки. Теперь этот вид утрачен, потому что его закрывает непонятная хрень…

Крепость
Конечно же, главной достопримечательностью Старой Ладоги является каменная крепость. Одна из самых древних крепостей России. Почему первая каменная крепость Древней Руси возникла именно здесь, а не в Новгороде, Пскове или Смоленске? (про деревню под названием Москва вообще молчу, ее в первые столетия древнерусского государства даже не существовало). Потому что здесь было начало знаменитого торгового пути из Скандинавии в Византию. Причем очень важное его место: морские суда с товарами заходили из Балтики через Неву в Ладожское озеро, а дальше шли по реке Волхову. Но на Волхове были пороги, и им надо было перегружать товары на более легкие и маневренные лодки. Как раз это место и защищала крепость, построенная еще при Рюрике. Так как Рюрик считается основателем первой правившей династии в нашем государстве, а Ладога была первой его столицей, то считается, что Старая Ладога — первая столица России, ведь Россия ведет свои истоки из Древней Руси. Но было это недолго: через два года Рюрик переместился в Новгород, а его преемник Вещий Олег объединил Новгород с Киевом, соединил вместе разные славянские земли, и получилось первое древнерусское государство, в котором были собраны воедино ранее незавимые племенные союзы славян и финнов. Однако Ладога осталась важным городом, а также символическим началом нашей истории.

Воротная башня крепости — самая мощная, потому что ворота нуждались в особой защите.
Кто был Рюрик? И почему надо было его призывать к нам из-за моря княжить?
Повесть Временных Лет, первая историческая хроника нашего государства, написанная через 200 лет после тех событий, сообщает, что были на наших землях пришлые варяги, собирали с нас дань, но надоело это славянам, и прогнали они варягов прочь. Однако неожиданно оказалось, что лучше после этого не стало: прогнав угнетателей, местные племена тут же передрались между собой. Кстати, этот шаблон в нашей истории повторялся потом не раз: вспомним, как после свержения царя, получив свободу, социалисты перессорились между собой, устроив кровавую гражданскую войну, в результате которой победили самые жестокие и подлые. Такое могло ждать и славян, но все же они решили прийти к согласию. Съехались представители двух северных славянских племен — словен и кривичей, а также двух финских племен — весь и меря, и вместе решили призвать со стороны скандинавов, чтоб те навели порядок, обеспечили защиту от других варягов, а также исполняли судебные функции. Так как пришлые правители одинаково далеки от всех племен, то они будут управлять одинаково справедливо по отношению ко всем. Так и призвали на работу Рюрика с дружиной. Варяги пришли не как завоеватели, а как наемная рабочая сила.

Рюрик фигура символическая и мифическая. После призвания он как-то растворяется в истории, не оставив особо следа. Судя по всему, он просто уехал обратно в родные земли. Есть весомое предположение, что на самом деле Рюрик — это живший в те же годы Рерик Ютландский, бежавший во время междоусобиц из Дании, а потом туда вернувшийся. Вот в те годы, что въезд в Ютландию ему был закрыт, он и «подрабатывал» в славянских землях. Но они, вероятно, не были ему так же привлекательны, как свои родные, и в них он не задержался. А вот пришедшая с ним дружина — частично осталась. И его преемник Олег, прозванный Вещим, уже сыграл огромную роль в становлении русского государства.
Первая крепость была разрушена норвежским вторжением в конце 10 века, а в 1116 года Новгородская республика строит тут мощную каменную крепость.
Республики всегда были более передовыми формами устройства, чем деспотии, и развитие в них шло всегда быстрее, в том числе и научно-техническое. Во всех остальных землях Руси еще долго будут земляные и деревянные крепости, а Новгородская и Псковская республики раньше всех начали строить мощные укрепления из камня. Вот поэтому цените демократию и республиканский строй — они живут дольше всех, и лучше всех. Даже если проигрывают в отдельных войнах.

Интересно, что в 11 веке Ладога стала владением жены Ярослава Мудрого Ингигерды. шведской принцессы, дочери шведского короля. Ингигерда была настоящей варяжкой — скакала на коне, имела собственную дружину, принимала участие в боях, Ярославу с ней точно не было скучно… Позже она стала русской святой Анной, и была похоронена в построенном при ее жизни Софийском соборе в Новгороде.
Крепость много раз отражала набеги врагов с севера. Последний раз была в боевой готовности в Северную войну, при Петре Первом. Но Петр же и разоружил ее, лишив статуса города, построив новую крепость в устье Волхова, где возник город Новая Ладога. Из Ладоги, которая стала называться Старой Ладогой, увезли насильно часть населения, вместе с разобранными на бревна домами и церквями, а Ладога навсегда стала провинциальным селом.

Заходим внутрь. Вход на территорию крепости стоит 50р. Раньше стоил 20р. И раньше это было интереснее. За что платить сейчас?

Только за это, за возможность снаружи посмотреть на Георгиевский собор. Он построен в 12 веке, как и Никольская церковь, и Успенская. Все три самых древних каменных церкви Ленинградской области находятся в Старой Ладоге, и Георгиевская — одна из этих трех. И тоже является памятником домонгольской эпохи, времени расцвета Древней Руси

Спуск из крепости к реке. Раньше можно было спуститься к воде тут по древним каменным ступенькам. Теперь местное руководство поставило на выходе уродливую решетку. Обычно музеи стараются быть дружелюбными к посетителям, ради которых они существуют. Но только не в России

Эта башня — новодел. В 2011 году ее не существовало. Мне тогда удалось полазать по ее фундаменту, когда ее только строили, по воссозданным комнаткам, узким лестницам. Все сделано из кирпича, а потом покрашено краской, имитирующей камень. Это не реставрация, а подделка. Но хуже другое — ее форма вообще мало похожа на башни крепостей. А сбоку какая-то нелепая железная пристройка.

Здесь автор на стене крепости в 2011 году. На стену можно было свободно залезть, тогда она еще реставрировалась. А башни в углу не было, видно , что построен лишь первый ее этаж. Потом она появилась, в весьма уродливом виде, облик ее просто высосан из пальца. И главное — внутрь все равно никого не пускают, а на входе — нелепые ворота, непохожие на что-то древнее

Фактически турист платит за то, чтоб увидеть ту же стену, что видел снаружи, только с другой стороны. Раньше можно было подойти к древнему участку , сохранившемуся с 1116 года, он в левой части кадра, но теперь там запрещающие ленты, а зимой — еще и куча снега.

Ну еще можно зайти внутрь этой бойницы, ощутив толщину стен. Но все равно, как-то маловато для такого объекта, имеющего огромную историческую ценность!

Кстати, для страны, которая строит кучу бесполезных объектов ради одного чемпионата — неужели сложно было бы достроить стену после этой башни? Со стороны реки стены вообще нет. Построить из известняка (а не поддельного кирпича) — было бы не так и дорого. Но никому не надо это наверху… Остается смотреть на эту стену, которая еще и по цвету отличается от более старых построек. Вообще, за 8 лет, что я езжу сюда, Старая Ладога сделала рывок не в ту сторону. Раньше это было место, где ощущалась древность. Где можно было полазать внутри одной из башен, осмотреть руины древних стен… Теперь лишь с горечью вспоминаешь, что можно было прежде,и чего лишен теперь. Любоваться крепостью мне всегда приятно, но внутри делать тут точно нечего.

Вид с крыльца новодельной башни

Все содержимое крепости. В воротной башне музей, но я там был, поэтому не пошел, за него надо еще дополнительно платить. Но кто впервые здесь, тем туда сходить полезно.

Отдельно скажу про башенку за Георгиевским собором. Она тут в правой части кадра. Близко не фотографировал, так как был шокирован уродством, которое сделали на ее основе. Во-первых, ее полуразрушенный вид позволял не только там лазать, но и видеть в разрезе слои кладки, из которых состояла башня, что позволяло понять, как ее строили. Теперь это все заделано современными материалами. А сбоку пристроили какой-то квадратный выступ, которого не было прежде, уничтожив старый вид, и в него тоже впаяли железные ворота — их в кадре видно. Испортили исторический объект, превратили в какое-то фуфло.

Выходим

Фотографирую еще раз снаружи. Все-таки, лучше внутрь не заходить. Для того, чтоб вспомнить истоки истории, вполне достаточно осмотра извне, тут она выглядит лучше. Разве что ради Георгиевского собора, но внутрь пустят лишь летом, зимой он закрыт.

Успенский монастырь
Единственное место, где ничего не испортили. Потому что здесь нет денег, которые можно попилить. Женские монастыри вообще редко получают финансирование

Монастырь тоже древний, хотя почти все постройки 19 века

Кроме этой церкви. Летом в нее пускают, причем совершенно бесплатно. Успенская церковь — третья древняя церковь Ленинградской области, тоже построена в 12 веке. Каким же богатым был тогда этот город!

Идем по монастырю. Здесь тихо, спокойно

Монастырь был основан 900 лет назад, в начале 12 века. После разорения в Смутное время отстраивался заново

В зимнее время действует только церковь в бывшем Больничном корпусе. Туда и идем

Вот тут туристам очень рады. Сразу включают свет, предлагают купить свечки, пряники. Фотографировать нельзя, но так как я купил пряник за 90р с надписью » Старая Ладога», то посчитал, что можно тогда уж и пару кадров сделать, пока монахиня в лавке продавала свечи другим туристам

Вообще, в этом монастыре атмосфера добродушная. Почти не видно табличек с запретами, никто не бросает косых взглядов, туристов воспринимают, как нормальное и выгодное явление

Церковь при Больничном корпусе — 19 века.

Интересные снеговики возле церкви

Вышли из монастыря. Идем по селу. В центре села — старинные руины

Какая-то хозпостройка от помещичьей усадьбы

Возможно, тут было помещение для скота.

Нижняя часть стен выложена из камня, сверху — из кирпича.

Храм Иоанна Предтечи
Самая красивая церковь Старой Ладоги — это храм на Малышевой горе, церковь Иоанна Предтечи. Построена она в 17 веке, в 1695 году. Это памятник архитектуры допетровской России, потому что молодой царь Петр только-только начинал править, и еще не успел сломать старые традиции.

В том месте, откуда я сделал этот кадр, находится Староладожская пещера. В 19 веке местные крестьяне добывали там кварцевый песок, чтоб продавать его в качестве сырья для стекольных заводов. Никакого почтения к православной святыне они в этот момент не испытывали, что чуть не привело к провалу храма под землю. Просадку земли вовремя заметили, и залили в подземелья бетон, что спало церковь от обрушения.

По архитектуре церковь сильно отличается от всех остальных храмов Ладоги

Такие храмы больше характерны для Ярославля или Вологды.

До революции храм Иоанна Предтечи был главной церковью Старой Ладоги.

Внутри открыт лишь зимний храм, основное помещение закрыто. Мне удалось в него попасть лишь раз, летом 2012 года
Но и в открытой части тоже интересно побывать

Скульптуры всяких старцев — вещь в православии не такая частая. Встречал до этого только в Старой Руссе и в Смоленске

Старинная печь

Если кто не хочет жертвовать Богу, можно пожертвовать коту Персику. Многих это проймет сильнее. Кошек тут при церквях и правда много.

На этом культурная программа закончена. Нас ждут пещеры, но о них я расскажу в следующий раз

Страница нашего туристического клуба: https://vk.com/club17791063

Киев – новая столица Великой России


24 августа 2011 года в Киеве широко отмечалась 20-я годовщина Независимости Украины, служились молебны, щедро раздавались подарки и награды. Эта дата, как и 12 июня – день Независимости России, по существу скорее черные дни календаря, нежели красные. Если не вдаваться в сам смысл понятия «независимости» одной части русского народа от другой, то стоит более внимательно присмотреться к дьявольскому замыслу разъединения целого, единого народа на три части: великороссы, малороссы и белороссы. Так, некогда могущественный и талантливый русский народ был искусственно врагами и предателями разделен на три части, лишен возможности быть вместе, составляя единое целое великой нации.
В новейшей истории такими предателями были М.С.Горбачев и Б.Н.Ельцин, исполнившими предательский замысел Ротшильдов – Рокфеллеров по насильственному разъединению русского народа. Вначале 12 июня 1990 года Б.Н.Ельцин объявил о независимости России с созданием государственных институтов управления и Центрального банка, затем М.С.Горбачев совершил государственный переворот руками ГКЧП, что естественно привело к объявлению независимости Украины. «Беловежский сговор» был всего лишь скреплением договоренностей по разделению русского народа на три части. С этого момента судьба великороссов, малороссов и белороссов оказалась в руках предателей и врагов русского народа, уничтожающих его как нацию, отобравших у него в результате предательской политики правящих элит землю, недра, промышленность, сельское хозяйство и само право на жизнь.
Этот процесс отделения одной части русского народа от целого организма огромной нации затеяли еще в XIX веке враги России – Польша и Австрия при попечении которых в 1846 году создается Кирилло – Мефодиевское братство. Целями этого братства были разрушение существующего политического строя, и установление свободы мысли, веротерпимости, а также религиозной свободы. Уже в 1863 году начало формироваться украинофильство, а повстанческий генерал Мирославский призывал:
Бросим пожар и бомбы за Днепр и Дон — в сердце России. Пускай он уничтожит ее, раздуем ненависть и ссоры в русском народе. Русские будут рвать себя собственными когтями, а мы будем расти и крепнуть.
Эти польско – австрийские тенденции сепаратизма малороссов в конце XIX – начале XX века стали усиливаться благодаря финансированию Австрии и Германии, которые в виду неизбежности будущей войны стремились внести раскол в единство русского народа. В 1888 году немецкий философ Гартман указывал на опасность, исходящую от России и призывал с оружием в руках расчленить Российскую Империю, образовав отдельное малорусское Киевское королевство. Спустя 50 лет, другой немец, но уже не философ и филантроп, а воинствующий тевтонец, Адольф Гитлер попытался воплотить в реальность мечты прошлого века. Не вышло!
Другой апологет польского владычества на землях Малороссии, польский историк В.Калинка, писал:
Как же защитить себя? Создание «украинской самостийности», которой малороссы медленно начинают проникаться, недостаточно, чтобы предохранить их от неизбежного поглощения Россией. Если противодействующая сила поляка хранится в его польской душе, то между душой малоросса и душой москаля нет основного различия. Поэтому надо влить новую душу в малоросса — вот в чем главная задача поляков. Эта душа да будет от Запада. Пусть малороссы своею душою соединятся с Западом и только внешним церковным обрядом с Востоком. Тогда Россия отодвинется в свои узкие пределы великорусского племени, между тем как на Днепре, Дону и Черном море возникнет нечто другое. Тогда, быть может, малорусская Украина возвратится к братству с Польшей против России.
В основу самостийного движения входили выходцы из Польши, а также германизированная интеллигенция, не имевшая народной поддержки и не опиравшаяся на национальную основу Малороссии. «Самостийники» прежде всего, отказывались от русского языка и призывали к созданию Украинского королевства под патронажем Габсбургов. Важнейшую роль в самостийном движении играло униатское духовенство, руководимое злейшим врагом России митрополитом Галицким А.Шептинским, также являвшимся депутатом Австрийской палаты господ. Во время своего предстоятельства во главе Греко – католической церкви, А.Шептинский осуществлял прием в униатские семинарии только лиц с ярко выраженной антирусской направленностью. Одним из глашатаев самостийности был профессор М.С.Грушевский, значительно фальсифицировавший историю Малороссии, а также выступавший за автономию и отмену русского языка. Во время войны 1914 года М.С.Грушевский являлся пособником врага и был арестован.
Другим ярким представителем отделения Украины от России был Л.Д.Троцкий, положивший всю свою жизнь на дело разрушения российской государственности:
Таков основной факт всей проблемы. Он показывает, что, несмотря на огромный шаг вперед, совершенный Октябрьским переворотом в области национальных отношений, изолированная пролетарская революция в отсталой стране оказалась не в силах разрешить национальный вопрос, особенно украинский, который по самой сути своей имеет международный характер. Украинский народ в массе своей недоволен своей национальной судьбой и хочет радикально изменить ее. Мелкобуржуазные украинские националисты считают лозунг независимости Украины правильным, но возражают против сочетания этого лозунга с пролетарской революцией. Они хотят независимой демократической, а не советской Украины. Действительное освобождение украинского народа немыслимо без революции или ряда революций на Западе, которые должны привести, в конце концов, к созданию Советских Соединенных Штатов Европы.
Л.Д.Троцкому, как видно из приведенной цитаты, совершенно нет никакого дела до самостийности малороссов, но он продолжает раздувать пожар революционных сионистских планов преобразования мира под одним централизованным управлением. Если потребуется перешагнуть через жизнь миллионов русских людей, то он сделает это без колебаний, ведь его цель оправдывает любые средства. Продолжателем «дела» Л.Д.Троцкого в скором времени стал А.Гитлер, который 11. 04. 1942 года говорил:
Сообщества деревень нужно организовать так, чтобы между соседними сообществами не образовалось нечто вроде союза. В любом случае следует избегать создания единых церквей на более или менее обширных русских землях. В наших же интересах, чтобы в каждой деревне была своя собственная секта со своими представлениями о боге. Даже если таким образом жители отдельных деревень станут, подобно неграм или индейцам, приверженцами магических культур, мы это можем только приветствовать, поскольку тем самым разъединяющие тенденции в русском пространстве еще более усилятся…
Ключевым моментом каждый из ревнителей малороссов считал разъединение не только с великороссами, но даже разобщение в размере одной области, одного района. Не так ли делают и сегодняшние власть предержащие, разделяя и сталкивая в надуманных противоречиях не только народы, но и края, области, разрушая Церковь, культуру и традиции? Насаждая различные секты, неоязычество, колдунов, ворожеев и целителей, из русского народа делают сборище диких племен, отброшенных на тысячелетия назад, вынужденных влачить нищенское существование. Этот троцкистско – ротшильдовский замысел пытались воплотить на протяжении всего XX века, разъединяя и уничтожая Великий русский народ, так как боялись его грозной объединительной силы.

В 1954 году «ревнитель» самостийной Украины Н.С.Хрущев сделал подарок к трехсотлетию Переяславской Рады – вручил УССР Крымскую область. Мог ли Н.С.Хрущев предполагать, какими бедствиями для России и Украины окажется эта мина замедленного действия? Конечно, мог, но как последователь Л.Д.Троцкого просто не стал поступать иначе, ведь его цели не были направлены на укрепление единства русского народа, а способствовали укреплению сепаратистских тенденций в стане врагов единения малороссов и великороссов. Особо отличился в деле разъединения единого народа собутыльник Н.С.Хрущева – В.Я.Чубарь, который вместе с Антиповым, Косиором, Сухомлиным и Постышевым осуществил преступный и бесчеловечный троцкистский заговор против народа Украины – голодомор 1932 – 1933 годов, унесший почти 4 миллиона человек. По результатам следствия было установлено, что преступная группа «право – троцкистского блока», войдя в контакт с иностранными разведками, имела целью свержение существующей власти, подрыв военной мощи СССР и разделение государства, путем отрыва от него Украины, Белоруссии, Грузии, Армении и Азербайджана. Достигалось это не только путем тщательно спланированных диверсий и террористических актов, но и путем прямого воровства зерна, продажи его за границу, расхищения народных денег для собственного использования.
Дело Л.Д.Троцкого – Н.С.Хрущева – В.Я.Чубаря продолжили новые троцкисты: Л.М.Кравчук, Л.Д.Кучма, В.А.Ющенко, В.Ф.Янукович, делающие все для еще большего разобщения и разъединения русского народа. Президент Украины В.Ф.Янукович, несмотря на свое видимое православие, демонстрирует преданность «идеалам» иудейской секты ХАБАД – Любавич и, являясь последователем «учения» Л.Д,Троцкого, выступает за подчинение Украины европейским и американским группам Ротшильда – Рокфеллера, лишение украинского народа суверенитета, достойной жизни и процветания нации. Все предвыборные обещания о статусе русского языка, сближения с Россией, повышения жизненного уровня населения, восстановление промышленности и сельского хозяйства, изменения налоговой политики, так и остались на бумаге. Геноцид украинского народа, начатый Л.М.Кравчуком, продолжается и при нынешнем президенте, как и в России, где уничтожено и разорено все, до чего дотянулась рука либеральных реформаторов и воров. Преодолеть эту пропасть, в которую скатывается русский народ, разделенный искусственными границами и сионистским делением на «мы и они», можно только объединившись всем нам, частям великого русского народа. Но народа не В.Ф.Януковича, В.В.Путина и Д.А.Медведева, А.Г.Лукашенко, а русского народа, давшего всему миру писателей, композиторов, ученых, тружеников, воинов, вождей, которые изменили не только окружающих их людей, но весь мир.
Необходимость целостности малороссов и великороссов лучше других понимали русские писатели. Н.В.Гоголь в письме к А.О.Смирновой писал:
Скажу вам одно слово насчет того, какая у меня душа: хохлацкая или русская, потому что это, как я вижу из письма вашего, служило одно время предметом ваших рассуждений и споров с другими. На это вам скажу, что я сам не знаю, какая у меня душа, хохлацкая или русская. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому пред малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и как нарочно каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой — явный знак, что они должны пополнить одна другую. Для этого самые истории из прошедшего быта даны им непохожие одна на другую, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, чтобы потом, слившись воедино, составить собой нечто совершеннейшее в человечестве.

Великий русский писатель Н.В.Гоголь отметил самую главную мысль, что великоросс и малоросс, слившись воедино, составят собой нечто совершеннейшее в человечестве. Это так, ибо нет никаких отличий между великороссами, малороссами и белороссами – одна вера, одна культура, одни традиции, мы просто обязаны быть вместе единым русским народом. Но именно этого и бояться наши враги и недруги, которые прекрасно понимают, какую силу тогда будет иметь собранный воедино Великий Русский Народ. Господь щедро даровал русскому народу мужество, великодушие, ум, трудолюбие и землю, преисполненную таких богатств, каких нет ни у одного народа в мире. Так что же сделать нам, чтобы быть вместе, что сможет объединить нас, заставив забыть все прошлые обиды и распри? Наиболее важно, это единство цели – созидание русского государства, задачами которого были бы прежде всего возрождение русской духовности и национальности, укрепление социального института тружеников и ученых, образование подлинного народовластия через Общенародный Собор, являющийся высшей государственной властью. Общенародная собственность на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, средства производства, недра и землю, финансы и банковские учреждения. Но при этом останется только один неразрешенный вопрос – национальный, самостийный, который рос и развивался уже более ста лет. Что делать с ним, как разрешить этот довольно болезненный вопрос, который единственный мешает нашему подлинному объединению? Ответ прост и лаконичен – перенести столицу России из Москвы в Киев!
История возможного перенесения столицы началась еще в 1744 году, когда Императрица Елизавета Петровна осматривала Киев на предмет образования будущей столицы и планировала кроме Мариинского дворца построить еще Сенат и Синод. В 1787 году уже Императрица Екатерина рассматривала идею перенесения столицы в Киев, но и тогда воплощения этот проект так и не получил. В XIX веке Государь Император Николай I с живейшим интересом рассматривал возможность перенесения столицы в Киев, а Николай II прямо указывал в 1916 году о необходимости создания столицы в Киеве для пресечения националистической деятельности наймитами австрийской и немецкой разведок.
В 1860 году русский писатель И.С.Аксаков писал:
Самый внешний рост России, самое ее могущество не так страшны Европе, сколько пробуждение в русских людях народного самосознания: могущество России не однажды было употреблено западною Европою в пользу себе, не однажды служило оно интересам иноземным в ущерб интересам русским. Всего сильнее опасается Европа нашего внутреннего выздоровления, цельности нашего духовного организма. Всего нежелательнее ей, чтобы мы стали, наконец, сами собой. Проявление самобытной русской духовной творческой силы, по мнению Европы, опаснее для ее духовного и политического владычества, чем миллионы вооруженного русского воинства.
Именно поэтому мы и должны сделать основной упор на единство русского народа, на его духовное возрождение, которого так опасается мировая закулиса, понимая, что одолеть объединенный русский народ нельзя. В 1862 году неизвестный автор в «Русском вестнике» задал очень важный вопрос: «Будет ли когда исправлена ошибка, сделанная Петром I? Будет ли когда средоточие правительственной деятельности перенесено из империалистических болот в страну более плодородную, в Киев?». П.Б.Струве писал:

Экономические отношения России повелительно требуют передвинуть столицу к югу. Из южнорусских городов только Киев как по своим историческим, так и политическим соображениям может быть столицей Российского государства.
Средоточение всей государственной власти в Киеве, оставление за Москвой только координирующих вопросов Центральной России, Екатеринбургом – Урала, Новосибирском – Сибири и Владивостоком – Дальневосточного региона, позволит наиболее полно осуществлять руководство Россией, ликвидирует источник националистической «самостийности» и объединит разрозненные части русского народа. Подлинное народовластие невозможно, когда остаются неразрешенные национальные вопросы, когда есть противоречия между отдельными регионами и народами, в противном случае эти столкновения интересов выльются в бесплодные дебаты на Общенародном соборе, заблокировав собой решение насущных государственных вопросов. Именно поэтому и необходимо со всей настойчивостью осуществить перенос Центральной власти в Киев, вместе с Государственным Советом, Центральным банком и Кабинетом министров. Такой шаг не только послужит импульсом к возрождению южных регионов, но раз и навсегда пресечет деятельность подрывных элементов, вслед за Л.Д.Троцким мечтающим о разделении и разрушении русского народа и России, превращении Великой Державы в конфедерацию суверенных государств и областей. Разрушить легко, построить трудно!
Нам, русским людям, не привыкать преодолевать любые преграды на своем пути, именно поэтому мы должны быть вместе – великороссы, малороссы и белороссы. В единстве наша сила, наша духовная мощь, которую и врата ада не одолеют. Поэтому всем нам надо стремиться не к разобщению, припоминая старые обиды и деля русский народ на «мы и они», а к подлинному единству и процветанию, на благо русского народа и России.

Древнерусское государство Киевская Русь

Отрицание величия России есть страшное ограбление человечества.

Зарождение древнерусского государства Киевская Русь является одной из самых больших тайн в истории. Конечно, существует официальная версия, дающая многие ответы, но у нее есть один недостаток – она напрочь отметает все, что было со славянами до 862 года. Неужели все обстоит настолько плохо, как то пишут в западных книгах, когда славян сравнивают с полу дикими людьми, которые сами управлять не в состоянии и для этого были вынуждены обратиться к постороннему человеку, варягу, чтобы тот научил их уму разуму? Конечно, это преувеличение, поскольку такой народ не могут до этого времени дважды штурмом взять Византию, а ведь наши предки это сделали!

В данном материале мы будем придерживаться основной политики нашего сайта – изложение фактов, которые доподлинно известны. Так же на этих страницах мы укажем на основные моменты, которые историками обходятся под различными предлогами, но на наш взгляд они могут пролить свет на то, что происходило на наших землях в то далекое время.

Образование государства Киевская Русь

Современная история выдвигает две основные версии, согласно которым произошло образование государства Киевская Русь:

  1. норманнская. Данная теория опирается на довольно сомнительный исторический документ – «Повесть временных лет». Также сторонники норманнской версии говорят о различных записях у европейских ученых. Данная версия является базовой и принимается историей. Согласно ей древние племена восточных общин не могли управлять собой самостоятельно и призвали трех варяг — братьев Рюрика, Синеуса и Трувора.
  2. антинорманская (русская). Нормандская теория, несмотря на общепризнанность, выглядит довольно спорно. Ведь в ней нет ответа на даже простой вопрос, кто же такие варяги? Впервые антинорманские высказывания сформулировал великий ученый Михаил Ломоносов. Этот человек отличался тем, что активно отстаивал интересы своей Родины и во всеуслышание заявил, что история древнерусского государства написана немцами и не имеет под собой никакой логики. Немцы в данном случае это не нация, как таковая, а собирательный образ, которым называли всех иноземцев, которые говорили не по-русски. Их называли немыми, отсюда и немцы.

Фактически до конца 9 века в летописях не осталось ни одного упоминания о славянах. Это довольно странно, поскольку здесь жили довольно цивилизованные люди. Этот вопрос очень подробно разобран в материале, про гуннов, которые по многочисленным версиям были никем иными, как русскими. Сейчас хочется отметить, что когда Рюрик пришел в древнерусское государство, там были города, корабли, своя культура, свой язык, свои традиции и обычаи. Да и города были достаточно хорошо укрепленными с военной точки зрения. Как то слабо это связывается с общепринятой версией, что наши предки в то время с палкой-копалкой бегали.

Древнерусское государство Киевская Русь было образовано в 862 году, когда варяг Рюрик пришел управлять в Новгород. Интересный момент заключается в том, что свое правление страной сей князь осуществлял из Ладоги. В 864 г. сподвижники новгородского князя Аскольд и Дир отправились вниз по Днепру и обнаружили город Киев, в котором и стали править. После смерти Рюрика опеку над его малолетним сыном взял Олег, который отправился в поход на Киев, убил Аскольда и Дира и овладел будущей столицей страны. Произошло это в 882 году. Поэтому образование Киевской Руси вполне можно отнести к этой дате. В период правления Олега владения страны расширялась за счет завоевания новых городов, а также происходило укрепление международного могущества, в результате войн с внешними врагами, такими, как Византия. Между новгородским и киевскими князьями были добропорядочные отношения, и их незначительные стыки не приводили к крупным войнам. Достоверных сведений на этот счет не сохранилось, но многие историки говорят, что эти люди были братьями и только кровные узы сдерживали кровопролитие.

Становление государственности

Киевская Россия была по-настоящему могущественным государством, уважаемым в других странах. Ее политическим центром был Киев. Это была столица, которая по своей красоте и богатству не имела себе равных. Неприступный город-крепость Киев на берегу Днепра долгое время был оплотом Руси. Этот порядок был нарушен в результате первых раздробленностей, которые нанесли урон могуществу государства. Завершилось же все нашествием татаро-монгольских войск, которые буквально сравняли с землей «мать городов русских». По сохранившимся записям современников того страшного события – Киев был разрушен до основания и утратил навсегда свою красоту, значимость и богатство. С тех пор статус первого города ему не принадлежала.

Интересным является выражение «мать городов русских», которое и по сей день активно применяется людьми из разных стран. Здесь мы сталкиваемся с очередной попыткой фальсификации истории, поскольку в тот момент, когда Олег захватил Киев, Русь уже существовала, и столицей ее был Новгород. Да и в сам стольный киев-град князья попали, спустившись по Днепру от Новгорода.

Междоусобные войны и причины распада древнерусского государства

Междоусобный войны это тот страшный кошмар, которые долгие десятилетия мучил русские земли. Причиной этих событий было отсутствие внятной системы престолонаследия. В древнерусском государстве сложилась ситуация, когда после одного правителя оставалось огромное количество претендентов на трон – сыновья, братья, племянники и т.д. И каждый из них стремился реализовать свое право на управление Русью. Это неминуемо приводило к войнам, когда верховная власть утверждалась оружием.

В борьбе за власть отдельные претенденты не чурались ни чем, даже братоубийством. Широко известна история о Святополке Окаянном, который убил своих братьев, за что и получил это прозвище. Несмотря на противоречия, царившие внутри Рюриковичей, Киевская Русь управлялась великим князем.

Во многом именно междоусобные войны привели древнерусское государство к состоянию близкому к краху. Случилось это в 1237 году, когда древнерусские земли впервые услышали о татаро-монголах. Страшные беды принесли они нашим предкам, но внутренние проблемы, разобщенность и нежелание князей отстаивать интересы других земель привели к великой трагедии, и на долгие 2 века Русь попала в полную зависимость от Золотой Орды.

Все эти события привели ко вполне прогнозируемому итогу – древнерусские земли стали распадаться. Датой начала этого процесса принято считать 1132 год, который ознаменовался смертью князя Мстислава, прозванного в народе Великим. Это привело к тому, что два города Полоцк и Новгород отказались признавать власть его приемника.

Все эти события привели распаду государства на мелкие уделы, которые управляли отдельные властители. Оставалась, конечно, и главенствующая роль великого князя, но данный титул походил больше на корону, которую применял только сильнейший в результате очередных междоусобиц.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *