Ступени из тротуарной плитки

Поэтапный процесс

Для начала необходимо сказать о том, что существует несколько способов монтажа этого типа материала. Однако когда используется тротуарная плитка для ступеней крыльца, то нужно выбрать именно тот метод, который обеспечит максимальную степень фиксации. Поэтому следует заранее запастись цементом и качественным песком.

Внешний вид ступеней выполненных с применением этого материала

Выбор материала

Когда производится облицовка крыльца тротуарной плиткой, то очень важно правильно подобрать необходимое количество нужных по габаритам модулей. Дело в том, что современные производители выпускают просто огромное количество разных моделей этих изделий, которые отличаются своей геометрией или могут составлять определенный узор.

Некоторые производители для таких целей выпускают специальные изделия

Профессионалы, отвечая на вопросы о том, как отделать крыльцо тротуарной плиткой рекомендуют доверить это дело специалисту изготовителя. Дело в том, что большинство производителей имеют специальные программы, которые позволяют распределить их конкретную продукцию по определенной площади. При этом они указывают, какие элементы, и в каком количестве необходимы для этого.

Стоит отметить, что отделка крыльца тротуарной плиткой также предполагает создание ступеней. Поэтому потребуются специальные бордюры или их подобие, специально изготовленное для этих целей.

Совет!
Лучше всего выбирать продукцию из одной партии.
Дело в том, что при изготовлении такой плитки очень трудно отмерить одинаковое количество красителя, а значит, тон одного изделия от другого может отличаться.

Довольно часто мастера комбинируют такую плитку с отделочным камнем

Создание площадки

  • На данном этапе необходимо подготовить своеобразный плацдарм. Дело в том, что обложить крыльцо тротуарной плиткой намного проще, чем создавать его с самого начала. Поэтому стоит заранее разработать проект конструкции с указанием всех размеров.

Проще всего выполнять подобные работы, если площадка сделана из бетона, особенно это относится к ступеням

  • Большинство специалистов рекомендуют сначала изготовить основу крыльца из бетона, чтобы потом уложить на нее покрытие. Однако сразу стоит сказать о том, что подобное решение имеет несколько недостатков, главным из которых является цена работы и время на ее выполнение. При этом такие конструкции можно отнести к самым прочным и имеющим большой срок эксплуатации.
  • Для экономии средств и сокращения времени, необходимого на монтаж стоит использовать обычную методику укладки, которая используется при создании дорожек. Такая технология крыльца из тротуарной плитки предполагает создание основы в земле, а сильно выступающие наверх элементы просто делают из кирпича. Естественно, что этот способ рассчитан на использование песчаной подушки.

Графическая часть простейшего проекта по выполнению таких работ

  • Если же работа производится своими руками, то профессионалы рекомендуют комбинировать различные методы создания основы, поскольку это более практично и экономит время. Главное при этом учитывать высоту выбранных модулей, которые будут устанавливаться после.

Совет!
Если нужно облицевать старое крыльцо, то необходимо помнить, что такая плитка имеет довольно большую высоту, что обязательно нужно учитывать и заранее готовить под нее место.

Для выполнения такой работы потребуется не только резиновый молоток, но и уровень

Установка

Обычно тротуарная плитка для крыльца на улице укладывается в землю, на которой делается специальная подушка из песка. При этом некоторые мастера применяют небольшое количество цемента, добавляя его в подсыпку, чтобы увеличить прочность фиксации. После этого стоит произвести небольшую заливку водой.

Намного проще использовать специальные материалы, поскольку они не только имеют определенные элементы, но и соответствующие габариты

Стоит отметить, что для такой работы лучше всего применять специальный молоток, позволяющий наносить сильные удары и не повреждать модули. Этот инструмент практически нельзя заменить, а значит, следует внести его в статью расходов.

В некоторых случаях монтаж такой плитки осуществляют с использованием цементного раствора. Это необходимо при изготовлении ступеней, особенно если подъем довольно высокий.

Совет!
Даже при укладке на ровное основание в обязательном порядке необходимо использовать уровень.
При этом некоторые мастера предпочитают задавать небольшой уклон, чтобы организовать отвод воды при дожде.

Если правильно подобрать материалы и произвести работы с учетом всех рекомендаций и по технологии монтажа, то конечное изделие может выглядеть как настоящее произведение искусства, которое станет настоящим украшением для дома

Технические характеристики тротуарной плитки

Современные тротуарные плитки – это высокая прочность, надежность и достаточно большой ассортимент в плане форм, размеров и цветового оформления. Сегодня производители предлагают мозаичного типа тротуарную плитку, которая состоит из разных по форме элементов, собирающихся в одно мозаичное полотно. Это на самом деле смотрится эффектно. Кстати, ни один другой плиточный материал такой возможности не имеет. Конечно, в виде мозаики можно собрать любые плитки, но не так разнообразно.

Но есть у этого материала один недостаток – это высокий показатель водопоглащения. Изготавливается он из бетонной смеси методом прессования, но пористость материала все же не на самом низком уровне. Расположенные внутри плиток пузырьки воздуха в процессе смены температурного режима (зима-лето) создают внутри тела изделия напряжения, которые со временем разрывают плитку. Сначала она покрывается трещинами, затем откалываются края и уголки, после чего плитка просто разрушается. Конечно, этот процесс длится не один год, обычно тротуарная плитка служит 5-8 лет. Так что есть возможность в течение приличного времени эксплуатировать ее.

При этом не стоит уповать на небольшой срок службы, он по сравнению с другими плиточными материалами очень низкий, к примеру, камень будет служить практически вечно. Но все это компенсирует невысокая цена.

Технология укладки тротуарной плитки на крыльцо

Перед тем как перейти к разбору вопроса, как отделать крыльцо из тротуарной плитки, необходимо отметить, что под эту отделку можно использовать два вида крылечной конструкции.

  • Первый – это полностью бетонное сооружение, заливаемое в опалубку с установкой армирующего каркаса из металлической арматуры (см. фото выше). Прочная и надежная конструкция, но очень дорогая в плане расхода материалов, и трудовых ресурсов.
  • Бордюрная система. Это более простое сооружение, не требующее большого вложения материальных средств. Состоит она из бордюров, которые формируют ступени крыльца. Между этими элементами засыпается песок, на который затем и укладывается тротуарная плитка.

Давайте рассмотрим, как можно своими руками облицевать два варианта крыльца.

В принципе, технология отделки и в том, и в другом случае одинаковая. Просто в первом варианте придется использовать для крепления плиток тонкий слой клеевого состава. Во втором случае, наоборот, толстый слой.

Отделка бетонного крыльца

Начинать облицовку надо сверху, спускаясь вниз. То есть, в первую очередь отделывается верхняя площадка крыльца, после чего ступени. Что касается отделки горизонтальной площадки, то технология установки точно такая же, если разговор шел бы об отделке дорожек.

Начинать надо с края, постепенно передвигаясь к стене дома или к входной его двери. Но перед этим нужно обязательно бетонное основание обработать грунтовкой глубокого проникновения.

Внимание! Грунтовка глубокого проникновения проникает в верхний слой бетонного основания, где полимеризуется и делает этот слой прочнее. При этом увеличиваются адгезионные свойства бетона.

Все последующие операции проходят по схеме:

  • Наносится на бетонное основание клеевой раствор слоем 0,5-1,0 см с помощью зубчатого шпателя.
  • Устанавливается плитка на угол в первом ряду.
  • Устанавливается крайняя плитка в первом ряду с противоположной стороны.
  • Оба элемента соединяются между собой длинным правилом или леской. Это горизонтальный уровень, по которому будут укладываться промежуточные тротуарные плитки.
  • При установке всех элементов необходимо два соседних обязательно проверять на горизонтальность монтажа маленьким уровнем.
  • Собирать второй ряд можно без установки правила (см. фото ниже). Просто каждый укладываемый элемент надо проверять с помощью маленького уровня и по собираемому ряду, и по уже собранному.

Облицовка ступеней может проводиться по-разному. Здесь имеется в виду первоначальность укладки того или иного элемента. То есть, сначала могут укладываться плитки по плоскости ступеней, затем по плоскости подступеней. Или, наоборот. В принципе, оба варианта принимаются к производству разными мастерами. Это кто к чему привык.

Отделка бордюрного крыльца

Конструкция бордюрного крыльца достаточно интересна. От плоскости грунта до высот ступеней поднимаются бордюры, которым можно придать практически любую форму, повторяющую форму ступеней и самого крыльца. То есть, это может быть прямоугольная форма, многоугольная, овальная и так далее. При этом высоту каждой отдельной конструкции придется точно устанавливать, не забываем и о расстоянии между ними, которое определит ширину ступени. А так как есть стандартные размеры ступеней крыльца: ширина – 30 см, высота 15 см, то можно с большой точностью определить и размеры самих бордюров.

Что касается подсыпки между ними, то основное требование – это песчаный слой толщиною не меньше 30 см. Все остальное пространство можно засыпать строительным мусором. Главное – весь этот хлам с песком надо хорошо утрамбовать. После чего можно переходить и к процессу облицовки.

Внимание! Технология отделки бордюрного крыльца основана на проведения облицовочных работ снизу вверх.

Сначала облицовывается нижняя ступень, затем вторая и так далее. Последним элементом будет выступать верхняя площадка.

И в этом случае можно проводить все операции в зависимости от того, какую последовательность вы привыкли исполнять. Но есть несколько моментов, на которые нужно обратить внимание.

  • Облицовка подступеней проводится на тонкий клеевой состав.
  • Облицовка ступеней производится на толстый слой клея (3-5 см).
  • Между элементами горизонтальной и вертикальной отделки необходимо оставлять зазор до 3 мм на наличие линейного расширения материала.
  • Между плитками также оставляется зазор, который впоследствии заполняется песком или сухой цементно-песчаной смесью.

Критерии выбора материала

Стремление к привлекательности внешнего вида крыльца закономерно и обоснованно, но не должно быть приоритетным. Во главу угла при выборе материала для отделки стоят эксплуатационные характеристики облицовки. Поэтому конечной целью оформления будет сочетаемость двух ключевых факторов. Критерии, которыми руководствуются при изучении вопроса, чем отделать ступени крыльца, заключаются в следующем:

  • Износостойкость. Интенсивная эксплуатация крыльца вынуждает особое внимание уделить прочности отделки, которая выдержит регулярные нагрузки на протяжении длительного времени.
  • Устойчивость к широкой амплитуде температурных колебаний. Облицовка крыльца должна переносить зимнюю стужу и летний нагрев без деформации и появления дефектов.
  • Устойчивость перед химическими составами. В первую очередь это касается реагентов, которые применяются в период обледенения. Условия улицы приводят к быстрому загрязнению поверхности крыльца и необходимости регулярного ухода. Отделать поверхность следует материалом, который выдержит агрессивное химическое воздействие.
  • Отсутствие скольжения и образования наледи. Полностью исключить риск получения травмы невозможно, но максимально позаботиться о безопасности передвижения по крыльцу в зимнюю непогоду – обязанность владельца.

Замечание! Уменьшить или вовсе исключить образование наледи на отделке ступеней поможет правильно выбранный размер и форма козырька.

Разобравшись с практической стороной вопроса, чем отделать поверхность крыльца, можно переходить к обсуждению декоративной части. Сочетаемость с фасадом приветствуется, но четко следовать принципу каковы стены, таковы и ступени вовсе не обязательно. Главное, чтобы отделка перекликалась по какому-либо элементу, будь то фактура или цвет. Рассмотрим возможные варианты комбинирования:

  • Крыльцо сруба вовсе не обязательно делать деревянным, если цоколь дома содержит каменную облицовку. Использование аналогичного материала в отделке ступеней – вполне приемлемое решение.
  • Даже если фасад оформлен декоративным камнем, входную группу при желании делают деревянной. Для этого можно задействовать на окнах деревянные наличники или установить на фронтон кровли резные элементы. И гармония экстерьера обеспечена.
  • Стены с декоративной штукатуркой демократичной цены сочетаются с тротуарной плиткой на ступенях. Облицовка крыльца мрамором или гранитом будет неуместна.

Яркие примеры отделки крыльца дома представлены на фото:

Чем отделать поверхность крыльца, чтобы при высокой функциональности не пострадала декоративная сторона, рассмотрим в деталях.

Особенности выбора

Чем отделать ступени, чтобы не пожалеть в дальнейшем о выбранном материале, помогут простые подсказки:

  • Присутствие на упаковке квадратика с заштрихованным участком и ступней свидетельствует о предназначении плитки в качестве отделки пола. Маркировка с однотонным квадратом без штрихов не подходит, чтобы отделать плиткой ступени.
  • Наличие снежинки гарантирует морозоустойчивость отделки.
  • Уровень обжига материала – очередной важный показатель при выборе подходящей облицовки. Отделать поверхность на улице можно материалом, где на язычке пламени в маркировке стоит цифра 1, что говорит об одинарном обжиге.

Замечание! Двойной обжиг приводит к увеличению пористости, а для улицы такой вариант обработки не подходит. В период морозов или повышенной влажности материал становится излишне хрупким.

Для отделки бетонного крыльца оптимально подходит клинкерная и тротуарная плитка, керамогранит. Отделать крыльцо можно и кафелем, но прежде следует изучить особенности каждой облицовки.

Бетонное крыльцо с отделкой плиткой встречается чаще всего. Деревянные или металлические конструкции лучше отделать деревом. Применение в этом случае натурального камня нецелесообразно.

Деревянное крыльцо

Отделать на улице крыльцо деревом актуально в двух случаях: если вся конструкция деревянная или использован металлический каркас. Эксплуатация древесины на улице накладывает отпечаток при выборе подходящей породы. Отделать ступени рекомендуется твердыми сортами. В качестве отделки подойдет:

  • дуб;
  • осина;
  • бук;
  • лиственница.

Сосну и ель лучше исключить из вариантов отделки, подобная облицовка быстро потребует замены. Фактура древесины достаточно шершавая, поэтому не нуждается в дополнительной защите от скольжения в виде насечек или накладок.

Защитить деревянное крыльцо от разрушительных факторов улицы поможет пропитка специальными средствами. Это предотвратит гниение, развитие грибка, повреждение вредителями. Отдельно рекомендуется позаботиться об обработке антипиренами, которые снижают риск возгорания отделки.

Быстро набирает популярность отделка крыльца с использованием террасной доски. Материал обработан и защищен от негативных условий улицы уже в заводских условиях. Если отделать крыльцо декингом, забот о последующем уходе будет гораздо меньше.

Среди широкого ассортимента облицовочных материалов заслуживают внимания изделия, которые при внешней декоративности обладают высокими эксплуатационными характеристиками. Отделать ступени можно плиткой, камнем или деревом, главное – чтобы крыльцо сочеталось с фасадом здания и не представляло угрозы при передвижении.

Для придания экстерьерам участка и коттеджа полной логической завершенности крыльцо из тротуарной плитки является оптимальным вариантом, если дорожки и парковка декорированы этим же материалом. Ввиду многообразия тротуарной плитки эта облицовка получила название ФЭМ (фигурные элементы мощения), а песчано-цементная смесь для ее укладки – гарцовка или ЦПС (цементно-песчаная смесь), которые будут употребляться в данном руководстве.

Особенности конструкции крыльца

Неотапливаемые пристройки к дому получили название террас. Разновидностями террасы являются:

  • веранда – помещение под крышей, может не иметь уличного входа;
  • беседка – только один уровень, отдельно стоящая на улице конструкция;
  • балкон – терраса в любом уровне с обязательным ограждением, уличного выхода не имеет, площадка закреплена в стене/фундаменте здания консольно;
  • крыльцо – всегда расположено у входной группы, может иметь ступени, ограждения, крышу, как на нижнем фото.

Крыльцо из ФЭМ с элементами ограждения.

Для облицовки пола любой из этих террас может использоваться тротуарная плитка. Однако сложнее всего произвести отделку на крыльце:

  • минимум два сложных узла примыкания – порог и отмостка;
  • мощение своими руками проступей и подступенков лестницы;

Совет! Даже если пристройка изготавливается вместе с основным зданием, эксплуатационные нагрузки у этих конструкций разные. Поэтому рекомендуется не связывать террасы с фундаментом коттеджа жестко (исключение – балкон), необходимо отделять их демпферным слоем, располагать на независимом фундаменте.

Положить тротуарную плиту на площадку и лестничный марш крыльца можно по нескольким технологиям в зависимости от имеющегося бюджета и грунтовых условий в пятне застройки.

Технологии изготовления крыльца из тротуарной плитки

В зависимости от имеющегося бюджета и грунтовых условий основанием ступеней из ФЭМ (фигурных элементов мощения) может служить уплотненный щебень либо бетонная конструкция. Например, если на участке крупный песок, скальный или гравелистый грунт, можно обойтись без заливки бетонного основания.

Вариант крыльца по грунту.

На просадочных, влажных, проблемных почвах (торф, песок пылеватый) облицовка элементами ФЭМ в обязательном порядке производится по бетону.

Вариант по бетонной основе.

Технологии отделки своими руками существенно отличаются, каждая будет рассмотрена детально. Однако общими нюансами являются:

  • размер ступеней – наиболее удобны для пользователей параметры: высота (подступенок) 13 – 20 см, глубина (проступь) 24 – 30 см;
  • лицевая поверхность – шероховатая;
  • число ступеней – человеку удобнее заканчивать подъем той же ногой, с которой начиналось движение, поэтому предпочтительнее нечетное количество
  • ограждение – необходимо для марша с 4 и более ступенями.

Оптимальные размеры элементов крыльца.

Совет! Экономичным решением для крыльца считается плитка тротуарная формата 30 х 30 см в силу вышеуказанных причин.

Мощение по бетонному основанию

Перед облицовкой ступеней на улице необходимо залить бетонную конструкцию либо привести своими руками имеющийся ж/б марш в соответствие со следующими требованиями:

  • верхняя ступень – должна быть ниже порожка на толщину плитки вместе с монтажным слоем (5 – 10 мм для плиточного клея, цементно-песчаного раствора, соответственно);
  • схема отделки – вертикальная плитка, приклеиваемая на подступенок, всегда заходит под горизонтальную плитку, уложенную горизонтально на проступь, поэтому глубина бетонной проступи должна быть меньше проектного размера на толщину плитки + слоя плиточного клея, как на фото ниже.

Облицовка подступенка заходит под плитку проступи.

Технология крыльца из ФЭМ состоит и этапов:

Заливка бетонного основания:

  • земляные работы – срезанный плодородный слой используется в ландшафтных работах или на грядках, дно котлована выстилается дорнитом;
  • подстилающий слой – 20 – 40 см слой щебня, уплотненного виброплитой;
  • гидроизоляция – рулонный или пленочный материал, мембрана EPDF;
  • опалубка – габариты согласно размерам тротуарной плитки;

    Опалубка для бетонного основания крыльца.

  • армирование – 2 пояса для каждой ступени либо специальные схемы армирования;

    Каркасы для крыльца из арматуры.

  • укладка смеси – заливка в один прием.

Отделка поверхностей возможна после набора двух третей прочности бетоном.

Укладка ФЭМ

  • облицовка подступенков – крепятся на плиточном клее на ребро;
  • отделка косоуров – боковые части крыльца так же оклеиваются плиткой;
  • декорирование проступей – плитка укладывается горизонтально, полностью закрывает торец облицовки подступенка или немного нависает над ним.

Важно! Тротуарная плитка обладает большим весом, если оставить швы в узлах примыкания вертикально и горизонтально расположенных элементов мощения открытыми, облицовка отлетит после первого сезона.

Ступени из бордюрного камня

В классических конструкциях лестниц ступени крепятся к боковым элементам жесткости – тетивам либо косоурам (эти же конструкции можно назвать парапетами). Слабым местом лестничного марша из тротуарной плитки на песке или гарцовке (смесь цементно-песчаная) является отсутствие этих элементов жесткости. Чтобы утрамбовать подстилающий слой и гарцовку внутри каждой ступени, необходимо предварительно создать жесткий каркас для нее:

  • бордюрный камень в качестве подступенка – по аналогии с террасной подпорной стеной заглубляется в грунт минимум на 1/3 от высоты элемента;
  • кирпичная кладка или ступенчатая бетонная лента в качестве косоуров/тетив/парапетов – предотвращает расползание грунта вбок, облицовка наружной поверхности производится плиткой.

Технология отделки выглядит следующим образом:

Изготовление каркаса

  • возведение косоуров (парапетов) – кирпичная кладка толщиной 12 – 25 см;

    Кирпичные парапеты для крыльца.

  • монтаж подступенков – бордюрный камень, заглубленный в почву на 1/3 минимум, установленный на раствор.

Если лестница подходит к висящему ростверку, то потребуется дополнительная кирпичная стенка в этом узле примыкания. Для плавающей плиты и ленточного фундамента этого делать не нужно, так как торец железобетонного фундамента по умолчанию является одной стенкой пространственного «корыта», в которое засыпается нерудный материал для уплотнения.

Засыпка щебня

Уплотнение каждого 10 – 15 см слоя виброплитой или ручной трамбовкой. Для экономии материала часто используется другая методика:

Каркас, состоящий из боковых парапетов, поребрика нижней ступени и фундамента в задней части крыльца, засыпается непучинистым грунтом наклонно (можно использовать супесь и суглинок). После уплотнения и установки бордюров для каждой ступени поверх грунта выстилается геотекстиль и насыпается 20 см щебня.

Монтажный слой

Элементы ФЭМ (тротуарная плитка) укладываются на чистый песок или гарцовку (цементно-песчаная смесь в пропорции 1/3 – 1/6, соответственно). Толщина слоя составляет:

  • 3 см для гарцовки;
  • 5 – 7 см для песка.

Важно! В последнем случае песок перед укладкой увлажняется из лейки, чтобы повысить качество уплотнения материала виброплитой. Для приготовления гарцовки используется только высушенный песок.

Укладка плитки гарцовку.

Мощение

Технология укладки тротуарной плитки стандартная:

  • вначале каждая проступь заполняется цельной плиткой;
  • затем осуществляется крой кусков для сложных участков.

В отличие от облицовки бетонного крыльца, плитка на проступях не нависает над бордюром, а подходит к его верхней грани заподлицо. Эти вертикальные элементы ступенек монтируются на раствор, имеют высокую прочность и пространственную жесткость.

Заполнение швов

На последнем этапе облицовки ступеней швы между плиткой заполняются кварцевым песком или гарцовкой. Расход материала составляет 3 кг/м2 в среднем.

Как выполняется мощение на склоне

Натуральный гранит, производство которого призвано обеспечить строительную отрасль различными изделиями для мощения, в отдельных случаях приходится применять и на поверхностях с незначительным уклоном. При углах свыше 20° единственным материалом может служить лишь небольшая тротуарная плитка или плиты мощения среднего размера, укладываемые на цементно-песчаный раствор либо специальные плиточные клеи. При меньших углах поверхность может покрывать и элитная брусчатка – однако технология ее укладки в этих случаях отличается от традиционной.

Монтаж плитки (произвольный угол наклона)

Незначительный удельный вес плитки на единицу покрываемой площади позволяет надежно удерживать ее практически любым составам со значительной степенью адгезии. По этой причине особых отличий в технологии укладки не происходит (с той единственной разницей, что щебневую «подушку» очень тщательно трамбуют вибропрессом и пропитывают пластификаторами для повышения уровня сцепления фракций – причем при выборе щебня желательно использовать габбро или черный гранит, обладающие низкой лещадностью). Кроме того, применяется только плитка со значительной шероховатостью как внутренней, так и внешней поверхности (нижней – для увеличения той же адгезии, а верхней – для противостояния сильному скольжению в дождливую или холодную погоду).

Монтаж брусчатки (угол наклона 8° — 20°)

Ситуация с брусчаткой куда сложнее – поскольку форма ее элементов при повышении угла наклона быстро смещает направление центра тяжести камня, способствуя его стремлению к соскальзыванию. Однако при незначительных уклонах до 20 градусов это не является критичным, хотя технология укладки в этом случае применяется нестандартная.

Прежде всего, для гарантирования надежности и целостности будущей плоскости мощения, необходимо идеально выровнять и утрамбовать основание, используя вибропресс и обильное смачивание (особенно актуально это для мягких и/или рыхлых грунтов). Таким же образом следует поступить и с дренажной «подушкой», в которой не допускается применение щебня крупных фракций (желателен не гранит, а кубовидный габбро диабаз) – предварительно выстелив земляное «корыто» плотным специальным геотекстилем. Такими же рулонами из идентичного материала покрывают щебневый слой – и лишь после этого приступают к выкладыванию брусчатых элементов (в направлении снизу вверх). Последней составляющей выступает оборудуемый по нижнему периметру водосток – предназначенный не только для отвода воды, но и выполняющий дополнительную опорную функцию для всего покрытия.

Монтаж брусчатки (угол наклона до 8°)

В этом случае допускается использовать практически традиционную технологию – но по-прежнему без использования песка или гравийной крошки в роли второго опорного слоя (в виду их высокой сыпучести и малой адгезии) и применяя бордюр из гранита для удержания камней покрытия от расползания.

Использование нестандартных техник укладки

При необходимости замостить поверхность с тем или иным градусом уклона, нивелировать крутизну можно и другими способами. Если это позволяет сделать значительная площадь участка (и его не планируется укрыть целиком – а требуется только создать пандус, дорожку или тротуар для движения транспортных средств и пешеходов), искусственно уменьшить наклон можно путем поворотов и изгибов узкого каменного покрытия, превратив его в своеобразный серпантин. Если же задача состоит в повышении удобства перемещения с более низкого на более высокий уровень – из брусчатки или плитки можно дополнительно выложить ступени и бордюр ГП по краям (что не отменяет мощения остальной площади и часто наблюдается, например, в декоративном оформлении мемориальных комплексов).

К списку новостей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *